?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Она похожа на свежеиспеченную булочку - вся кругленькая, уютная, пышная. Есть что-то в чертах ее лица, в манерах, заставляющее думать о 17-летней девчонке. Она кокетничает, как маленькая девочка, экзальтированно распахивает голубые глазки и округляет губки буквой "О", она радуется, как ребенок, при виде меня. В рамках советской психиатрической школы, безжалостной в диагнозах, сказали бы "выглядит на возраст, в котором заболела". В 17 лет ее впервые госпитализировали - МДП, маниакально-депрессивный психоз, или, согласно современной классификации, биполярное расстройство. Молодость она провела в психиатрической больнице. Однажды пыталась покончить с собой.

Ест она тоже, как ребенок, дорвавшийся до состояния, когда ограничения в лакомствах сняты. Кто из нас не мечтал, став взрослым, купить банку сгущенки и съесть ее в одно лицо* Или килограмм конфет? Вырастая, ты обнаруживаешь, что сгущенки отчего-то хочется не очень, а конфеты имеют не только другой вкус, но и смысл - для кого-то - хорошая "валюта" для формального подарка, кому-то - вечная угроза талии. А ей хочется. Ее "пищевой дневник" - дневник Алисы на шоколадной фабрике. Вторник, утро - бутерброд, обед - бутерброд, 16.00 - 4 шоколадки, 2 пакетика чипсов, ужин - томатный суп, мясо с картофелем, 23.00 - печенье. "Сколько печенья?", - уточняю я. Она надувает губки и недоверчиво смотрит на меня ("Будут ругать?"). "Много", - говорит она голосом "я-была-плохой-девочкой". Пакет. 250 грамм".

Тот факт, что я не ругаю, не критикую и не оцениваю ее пищевое поведение, поражает и окрыляет ее. Она влюбилась в меня с первого взгляда, прямо на первичном приеме - так, как влюбляются первоклашки в учительниц, выглядящих, как принцессы из их разноцветных книжек. Никакой особой моей заслуги тут нет - так бывает, иногда пациенты выбирают нас, потому что встречают в нас нечто, что другие им не дают. Да что там, так люди и выюирают друг друга, собственно. Что даю ей я? Я отношусь к ней серьезно. Как к взрослой. Почти.

Мы долго обсуждаем, есть ли хоть какая-то активность, во время которой она захвачена настолько, что не бегает к шкафу со сладостями. Есть - это вязание. Она вяжет с 8 лет. В ее фотоальбоме есть фотография, где она, еще ребенком, вяжет во время езды на велосипеде. Она рассказывает о свитерах и пледах, связанных ей для дочери, мужа, друзей. "Ой... А можно я свяжу что-нибудь для вас?". Идея захватывает ее, она страшно загорается. На следующую сессию она приносит толстый журнал с образцами пряжи и моделями. "Вы не должны, если вы не хотите", - бормочет она смущенно. "Отчего же, мне кажется, замечательная идея", - говорю я. Она расцветает.

Я выбираю довольно сложную для исполнения модель - вещь, которую, если ей суждено быть выполненной, я действительно бы носила. Она увлеченно выбирает цвет, прикладывает к моей коже ниточки образцов.

Я чувствую себя почти Добрым Волшебников Эээхом из мультфильма Саакянца, когда произношу: "Вот только есть у меня одно мааааааленькое условие". Она тут же меняется в лице, ощутимо напрягается, прячется, как улитка в раковину. "Какое?". "Вам нельзя есть во время вязания. Когда вы вяжете для меня, вы не едите. Если очень хочется - откладываете вязание, но больше уже не возвращаетесь к нему в этот день". На ее лице последовательно сменяют друг друга тревога, недоверие, облегчение, и... она смеется и хлопает меня журналом по руке. "Доктор, вы - прелесть! Это так хитро придумано!". В этот момент я благословляю небеса, что я не терапевт-мужчина. Она уходит от меня совершенно счастливой.

Я не думаю, что это вязание будет завершено в наступающем году.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Заканчивается набор в первую группу «Осознанное питание» Светланы Бронниковой и Влада Бухтоярова! Успейте записаться на этот курс! Занятия начинаются 17 мая. Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить…

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ananci
Dec. 24th, 2011 03:08 pm (UTC)
Отчего же такой пессимистичный прогноз?
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:36 pm (UTC)
от того, что пищевое поведение формировалось и закреплялось десятилетиями. а более высокого уровня мотивацию она получила только сейчас.
ananci
Dec. 26th, 2011 08:52 pm (UTC)
И терапия продлится годы? А ускорить нельзя?
(я безумно интересуюсь, но всё же профан в психологии)
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 09:43 pm (UTC)
у меня есть 18 месяцев, чтобы изменить ее поведение. этого времени, по идее, должно хватить.
siren_light
Dec. 24th, 2011 03:45 pm (UTC)
Вроде как первая половина дня у нее не ах какая неправильная. (Хотя сама страдаю пристрастием к еде), но кофе и бутерброд с сыром на завтрак - самый классический вариант. А если учесть, что в традициях голландской кухни есть горячее только один раз в день - на ужин -, то получается, не так уж из ряда вон:) На фоне двух бутербродов за день - томатный суп и картошка с мясом на ужин тоже не кажутся преступлением...а вот 4 шоколадки - это дааааааа.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:36 pm (UTC)
у нее первая половина вполне. вы правы аболютно. драма в перекусах, которые провоцируют ее на инсулиновые всплески и потребность есть больше.
stella_vega
Dec. 24th, 2011 04:15 pm (UTC)
черт, я тоже так питаюсь... Только без супа. В меня лезет либо первое, либо второе. А, ну и без трех шоколадок. Но вот печеньки... Печеньки - зло.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:35 pm (UTC)
если мы избавимся от шоколадок и печенек, она сбросит кило двадцать как минимум.
stella_vega
Dec. 26th, 2011 05:59 pm (UTC)
От души желаю ей этого.
mq
Dec. 24th, 2011 04:25 pm (UTC)
Эх, Светка. Мне каждый раз от таких историй плакать хочется....
Мне тоже "шьют" байполар, правда оговориваются, что нетипичный, да.....
ddodo
Dec. 24th, 2011 05:04 pm (UTC)
вот всегда хотела почувствовать, как это - в верхней фазе.
mq
Dec. 24th, 2011 05:38 pm (UTC)
Не, ты этого не хочешь... Потому что у меня верхняя фаза заканчивается в доме скорби, да. А там таблеточки, длительное восстановление. Не, не нада.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:35 pm (UTC)
из верхней фазы невозможно не сорваться в даун, как невозможно принимать героин без зависимости.
ddodo
Dec. 26th, 2011 07:09 pm (UTC)
так если даун все равно есть и выруливать из него я умею... :))
maryacha
Dec. 24th, 2011 04:38 pm (UTC)
Вы так легко пишете, удивительно интересно читать. И описываете пациентов так просто и обыденно, кажется, что всего лишь нужно человеку объяснить за пять минут, он сразу все поймет и поменяет и жизнь, и диету. Мне трудно по-настоящему понять, что это не так.
Я так раньше ела :) Теперь не ем чипсы и тому подобное, но от бутербродов не могу отказаться. И вышиваю, всем вышивки дарю, а когда сажусь на диету, сама себе условие ставлю: вышивать без еды.
svetlyachok
Dec. 24th, 2011 04:48 pm (UTC)
Спасибо, мне очень приятно. Я пишу, как говорю, в этом весь секрет. Очень позабавило про вышивку - опять я, видите, велосипед изобрела;))

Голландцы не считают бутерброды абсолютным злом и спокойно "прописывают" их на обед в рамках диетического питания.
shapira
Dec. 24th, 2011 07:53 pm (UTC)
да, записи о пациентах - очень хороши! какие-то легкие, что-ли, даже если о грустном и тяжелом.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:33 pm (UTC)
спасибо.

так они же реальные все, люди-то, вот руку только протяни. это всегда интересно. как в чужой дом заглядывать через окошко и представлять себе, а какая там жизнь.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:34 pm (UTC)
спасибо большое!:)

знаете, есть такая формула известная, что мы убеждены, мол, информация может изменить поведение. на самом деле это не так. информация нужна для изменений, но меняет поведение не она.
ddodo
Dec. 24th, 2011 05:08 pm (UTC)
такая сложная модель?
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:30 pm (UTC)
хотела ответить стэнфордской презентацией про изменение поведения.

очень долгий опыт стандартеного патологического паттерна поведения. очень тяжело так сходу поменять. как бы она у нас не всех лечащих спецов обвязала (физиотерапевта, диетолога), покуда вылечится.

вопрос, какой импульс окажется сильнее в кажлдый конкретный момент, конечно. ей очень хочется вызвать мой восторг и заслужить признание, связав мне эту вещь. хочется ли ей сладкого сильнее? будем искать, как говорится.
ddodo
Dec. 26th, 2011 07:17 pm (UTC)

каково паттерны меняются я в целом представляю.

и как в какой-то момент по-подростковому бунтуют против материнской фигуры - тоже уже...

а на презентацию я б посмотрела с интересом :)

покамест смотрю и думаю - есть ли смысл ходить к Черникову на компакт-курс, 3 раза по 10 дней? или не размениваться и начинать полную программу?
я ж не буду, не буду семейным по-настоящему работать (это медитация :)), это все вообще от лени: хочется чтоб занятия с детьми были эффективны, а система-то сопротивляется изменениям... вот и подумываю заглянуть с другой стороны.
shapira
Dec. 24th, 2011 07:53 pm (UTC)
я прям уже хочу напроситься в пациенты.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:28 pm (UTC)
потерпите годик, у меня в планах филиалы в Мск и СПб.
shapira
Dec. 26th, 2011 06:41 pm (UTC)
О! Жду!
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 09:43 pm (UTC)
ага, мы идем к вам (с). если все получится - через год уже примем первую партию пациентов.
shapira
Dec. 26th, 2011 09:53 pm (UTC)
мне еще интересно, кого вы будете звать в качестве специалистов?
какие дипломы годятся, какой опыт работы, и т.п.
Я корыстно спрашиваю - я в будущем году или через год хочу начать работать, училась в МГППУ у Василюка, теперь учусь у Марины Бебчук, в ИИСТе.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 09:54 pm (UTC)
пока по именам назвать не могу, но как я есть большой сноб, я буду стараться подбирать специалистов с университетским образованием и программой подготовки по психотерапии сверху. думаю, обчучать их мы будем в голландии работать с пищевыми зависимостями.
sinta555
Dec. 24th, 2011 07:57 pm (UTC)
А у таких больных бывают кулинарные пристрастия, то есть когда им нравиться готовить ? Искать рецепты, продукты. Пробовать разные варианты, смотреть Джимми Оливера, выбирать шефский нож ?
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:28 pm (UTC)
нет, почти никогда (редко, вернее). пара таких случаев у меня есть, более того, в нашем стационаре есть пара профессиональных поваров. но это скорее исключение, чем правило, обычно бинджеры с ожирением просто мечут все подряд, не чувствуя вкуса пищи. именно они основные потребители всякой коммерческой лабуды типа сникерсов и марсов. особый бич для них - экономичные упаковки шоколадок и чипсов - эти огромные пакеты, когда стоимость 100 грамм выходит дешевле. вы ж понимаете, какая судьба эти пакеты ждет.
magic_
Dec. 24th, 2011 11:47 pm (UTC)
а не может ли быть"ну маленькая печенька не считается" или "ну это в последний раз, доктору не скажу"
как у детей бывает

да и у взрослых
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:31 pm (UTC)
поэтому я тщательно простраиваю очень ясные и прозрачные отношения. чтобы врать не понадобилось.
sova_krymka
Dec. 26th, 2011 04:42 am (UTC)
Когда я читала, у меня - дрожь по коже...
Спасибо. И за прекрасные рассказы, и за смелость с клиентами. В Гештальт подходе такое решение могли бы трактовать как "смешение контекстов", а на мой взгляд - удивительно верно! Может быть, это даже единственно подходящий здесь выход!
И еще спасибо - точно возьму на вооружение, когда захочу сбросить пяток килограмм.
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 03:33 pm (UTC)
вы очень точно это отметили, на мой взгляд. у меня за левым плечом стоит Невидимый Супервизор, и тоже говорит - что ты делаешь, так нельзя, это неправильно и в книжках написано не так! но я ищу то, что работает, и при этом укладывается в рамки этического кода, разумеется. Реальный супервизор одобрил, будем пробовать.
heimika
Dec. 26th, 2011 07:25 pm (UTC)
Света, мне очень интересно читать такие истории (и комментарии к ним), про как люди стремятся похудеть, что ими движет в момент передания, и вообще как они передают т.п. Я думаю, что меня всегда будет волновать сия тема, не смотря на то, что я уже похудела. И в какой-то степени как, мне кажется, меня эти истории держат в тонусе...
svetlyachok
Dec. 26th, 2011 09:47 pm (UTC)
это целый мир, честное слово, очень многообразный. и конечно, если тема когда-то была суперактуальна, то она продолжает волновать - почему нет? это ж не плохо.

ortica85
Jul. 12th, 2012 04:54 am (UTC)
Как поживает эта пациентка? )
olga_zoubkova
Dec. 2nd, 2015 09:40 pm (UTC)
да, мне тоже очень интересно, довязала ли она вещь. Привет из глубокого будущего.
asia_compot
Mar. 8th, 2016 04:11 pm (UTC)
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея, жена Прасутага

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono