?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Самое главное, что я уяснила для себя, изрядно поработав в клинике расстройств питания: существуют две вещи, с помощью которых невозможно стабильно похудеть - это диета и спорт.

С диетами мы вроде бы разобрались. Любое ограничение в питании вызывает у нас совершенно естественное сопротивление, как физиологическое - организм норовит засосать в себя любые доступные калории и отложить их про запас на черный день - в жир, так и психологическое. Человек на диете раздражителен, печален, недоволен. Он все время борется с соблазнами, он все время противостояит дьявольским голосам, которые просят "ну вон ту печеньку". Человеку свойственно крайне негативно относиться к любым ограничениям - это одно из базовых свойств человеческой психики. Именно поэтому в качестве наказания за нарушение свободы человечество придумало заключение - ограничение свободы.

Когда я работала в голландской мужской тюрьме, и писала свои записки о быте голландских заключенных, то одним из самых частых аргументов моих противников в дискуссии было "В таких хороших условиях тюрьма - не наказание". Под хорошими условиями подразумевалось уважительное человеческое отношение со стороны персонала, доступность медицинской помощи и образования, наличие приличных условий содержания (небольшая камера-комната на одного человека с санузлом) и горячей пищи, возможность работать и зарабатывать. Поскольку ни один из моих собеседников не был психологом, и не работал в тюрьме, мне было довольно сложно объяснить, что все эти плюшки не стоят того просто факта, что территория окружена воротами, выйти за которые нельзя будет еще несколько лет. И что люди в таких условиях чувствуют себя достаточно плохо.

Диета - ваша персональная тюрьма, вырваться из которой всеми силами будет хотеться обязательно. "Заключенный" будет рваться на "волю", к заветным углеводам и жирам, объедаться ими, ибо это ж "в последний раз", а дальше - опять под замок. И так - бесконечное количество циклов. Появление новой диеты обновляет ирядно потускневшую мотивацию и добавляет веры в свои силы - эффект новизны. (Самые "правоверные" блюстители программы в нашей клинике - пациенты первых трех месяцев. У них и динамика похудания самая интенсивная. Через три месяца поддерживать мотивацию становится все сложнее, через 6 месяцев новизна исчезает вовсе, наступает кризис мотивации).


Недаром наша клиника, где средний ИМТ 42, полнится людьми, знающими куда больше меня обо всех существующих диетах - они пробовали их все. Есть и специальный термин в диетологии - "эффект йо-йо". Йо-йо - японская детская игрушка, колесо, поднимающееся и опускающееся по веревочке. Как цифра на весах бесконечных жертв диеты.

А вот сейчас я скажу совсем крамольное. Что и как обстоит со спортом в отношении лишнего веса, никому до конца не ясно. Все, что мы знаем до сих пор - активное движение является необходимым, но не достаточным условием эффективного снижения веса.

Почему необходимым? Потому что без тренированных мышц, без потребности в движении риск набрать вес крайне велик. Потому что движение, а не ограничения в питании, обеспечивают самое важное - позволяют человеку быстро начать чувствовать себя лучше. В самом начале нашей программы мы используем движение (не спорт), как фактическую замену шоколадке. Пациент выбирает активность, которая лично ему интересна, упражнения подбираются под возможности, нагрузка есть, но не слишком высокая. В таком режиме (в отличие от фанатичного режима, в котором обычно занимаются спортом опытные борцы с лишним весом) тот момент, когда движение начинает доставлять удовольствие, наступает быстрее. А нам того и надо.

С другой стороны, наша клиника полна профессиональными и полу-профессиональными спортсменами, а также просто любителями, посещающими, например, фитнесс-зал 5 раз в неделю. Помню очень красивую 25-летнюю девушку на первичном приеме, которая два раза в неделю играла в женский хоккей, один раз в неделю занималась плаванием, и еще два раза посещала фитнесс-центр для тягания различных железок, и весила при этом 120 кг. Спорт не мешает нашим пациентам иметь ИМТ 50 и более. Почему? Потому что, занимаясь спортом, они полагают, что еду можно "отпустить" - и вот результат.

Что же за зверь такой - ожирение? С одной стороны, это часто встречающееся последствие расстройств питания. Страдающие ожирением в 45-50 лет в молодости демонстрировали признаки анорексии или булимии, в зрелом возрасте стали опытными бинджерами или ночными обжорами. Человек проносит взамиоотношения с едой через всю жизнь, и в них, как в зеркале, не всегда доброжелательном, отражается вся его жизнь.

Ожирение - т.е. ИМТ выше 30 - не просто соматическая проблема. На уровне физического здоровья это угроза повышенного давления и высокого сахара крови. Почти все, страдающие ожирением, сталкиваются в итоге с средечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом второго типа. Мужчинам грозит импотенция. Ожирение - вечная боль в спине и коленях, суставы просто не выдерживают постоянных нагрузок. Ожирение - проблема социальная, масса людей отказываются выходить в свет, поскольку их фигура не соответствует принятым стандартам. Для детей - это преследование и насмешки одноклассников, да и для женщин, собственно, не иначе - просто масштаб другой и происходит это не всегда явно. Мне делается физически плохо, когда я вижу в Интернете очередную фотографию полной женщины и комментарии по ее поводу - сколько агрессии звучит в ее адрес. При этом миллионы полных женщин и мужчин в мире любимы своими партнерами, счастливы в личной жизни - но на микросоциальном уровне быть толстым не легитимно, одобрять и поддерживать толстого - тоже. Социальная ситуация, в которой оказывается страдающий ожирением, очень сходна с ситуацией, в которой живет человек, страдающий химической зависимостью. Осуждение и отвержение окружающих, сообщения вроде "как можно так распуститься", и "нужно взять себя в руки"... Объяснить кому-либо, что это не вина, а беда, проблема, с которой человеку трудно бороться самому, бывает трудно. Ожирение - проблема, безусловно, психологическая. Тело не может измениться настолько, если нет к тому определенных предпосылок, если это не выполняет какую-либо функцию. Иными словами, мы "распускаем себя" потому, что нам это зачем-то нужно. Это - эффективный, по крайней мере, на короткое время, способ решить психологические проблемы, которые иначе решить не получилось.

У ожирения есть "помощники", а именно - психические расстройства, которые, будучи оставлены без внимания, заботятся о том, чтобы ситуация развивалась именно в направлении ожирения. Это - так называемые коморбидные расстройства, т.е. заболевания, которые диагностируются у людей с ожирением.

В первую очередь - это депрессии всех мастей, от неярко выраженной дистимии до матерого биполярного расстройства с выраженными фазами. До 35% страдающих ожирением сталкиваются с депрессивными расстройствами, вдумайтесь - каждый третий! Депрессия - это и невозможность соприкоснуться со своими эмоциями, выразить их, и "черно-белое", построенное на крайностях и контрастах, мышление - либо все отлично, либо ужасно, третьего не дано, и парадоксальное всемогущество ("Церковь тоже я развалил? Нет, это сделали в 14 веке" (с)).
В этом случае еда может выполнять свою первичную антидепрессивную функцию, защищая на короткое время от подавленности и мрачного настроения, а может имитировать чувства, доступ к которым не получается получить - заполняя себя едой, заполняю пустоту внутри себя, забочусь о себе, люблю себя. Поправляясь, выстраиваю все более прочную стену между совей непрожитой печалью и собой, да не просто стену, а нечто, чему можно посвятить всю оставшуюся жить - безуспено собираться худеть и худеть, лечить сопутствующие проблемы со спиной и внутренними органами.

Лишний вес - один из эффективнейших способов перестать жить. Отложить жизнь на "когда похудею", на "после того, как попробую вот эту диету"... Короткие промежутки "настоящей худой жизни", "побеги на волю", когда жизнь ощущается как праздник, перемежаются длительными периодами "подготовки".

Другой "большой брат" проблем с лишним весом - посттравматическое стрессовое расстройство, состояние, наступающее в результате столкновения с чем-то чрезвычайно травмирующим. 46% страдающих ожирением перенесли эмоциональное насилие, 32% - сексуальное, 29% - физическое. И вот тут еда может выполнять совсем другую функцию, защитную. Страдающий лишним весом вовсе даже не страдает - он выстраивает вокруг себя мощную стену, толстенный защитный слой, сквозь который никому и ничему не пробиться. Это безопасно - больше никто не может меня обидеть. И если я непривлекательна - это даже хорошо, никому не придет в голову злоупотребить моим доверием, моим телом. И похудение может стать настоящим барьером - изо всех сил декларирую, что хочу этого, но понятия не имею, что я буду делать со своей привлекательностью, с вниманием окружающих ко мне?

Еще один спутник ожирения - модный ныне СДВГ, синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Состояние, диагностически весьма смутное, и, по моему ощущению, гипердиагностируемое повсеместно. Но, так или иначе, приходится признать: существует группа психических состояний, в рамках которых человеку трудно концентрировать внимание, быть последовательным, выстраивать стратегии. Таким людям свойственно вести себя хаотически, они с трудом усваивают школьный материал, но нередко бывают вполне успешны на работе за счет способности мгновенно реагировать и делать все быстро. Пожалуй, при всей клинической непоянятности синдрома это самая понятная для меня связь - отношения с едой, как и со всем миром - случайные, хаотические, "на одну ночь". Тело не люит небрежности и непоследовательности и мстит нещадно.

Еще один "друг толстяка" - тревожные расстройства. 10-15% случаев ожирения обнаруживают совокупные тревожные расстройства - панические атаки, социальная фобия, специфическая фобия (аэрофобия, например). В этом случае еда может выступать как инструмент, позволяющий снизить тревогу, успокоить сосущее чувство тревоги, ведь "когда я ем, я глух и нем". Тяжесть от переедания защищает и отвлекает, меняющееся тело становится все более "невидимым" для окружающих - ведь смотрят в первую очередь на того, кто хочет быть заметным, на того, кто привлекателен. Лишний вес становится поводом поменять гардероб - начать носить мешковатую, просторную одежду темных цветов.

Я не призываю вас искать в себе признаки тех или иных психических расстройств, совокупных проблеме лишнего веса. Для нас, психотерапевтов, ясно, что этот путь - тупиковый. Констатируя у себя наличие тех или иных расстройств, мы ничего не добавляем в копилку их излечения. Но вот задать себе вопрос, ровно противоположный тому, что мы задавали себе с рамках первого дня Экспериментариума на себе, а именно:

Зачем мне НЕ худеть? Какую роль играет лишний вес в моей жизни? Чему он помогает?

может быть и небезынтересно, и небесполезно.

Продолжение следует.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Заканчивается набор в первую группу «Осознанное питание» Светланы Бронниковой и Влада Бухтоярова! Успейте записаться на этот курс! Занятия начинаются 17 мая. Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить…

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kl_acc
Feb. 28th, 2012 10:05 pm (UTC)
очень хороший текст
мне почти все сказанное было понятно и раньше, однако последовательность, краткость и систематичность сводят все в одну картину
спасибо
svetlyachok
Feb. 28th, 2012 10:15 pm (UTC)
спасибо, Леонид Маркович, мне так приятно, что вы прочли.
(no subject) - kl_acc - Feb. 28th, 2012 10:57 pm (UTC) - Expand
lenaswan
Feb. 28th, 2012 10:07 pm (UTC)
Мерсибо ;-) Очень актуально.
Но справлюсь уже.
shapira
Feb. 28th, 2012 10:10 pm (UTC)
под многим подпишусь .
отношение к толстым людям - заразная болезнь. Вот даже в эти дни я неоднократно ловила себя на мысли - как Свете, должно быть, противно работать среди этих толстых! при том, что Вы не то, что не дали повода, а наоборот, своими текстами показываете понимание и принятие. но нет, я приписываю это отношение, жду его.
fyo
Feb. 28th, 2012 10:16 pm (UTC)
Здорово ) Нашла парочку своих пунктов из "почему я хочу".
halvetyro
Feb. 28th, 2012 10:42 pm (UTC)
Спасибо огромное за статью. До вопроса "почему я не худею" я как-то сама добралась,вдруг однажды этот вопрос возник и я попыталась честно на него ответить. Честно гворя, не совсем понимаю пользу от ответа. Ну что от того что человек осознает, что лишний вес это его "крепость", при этом он так же осознает, что похудение ту самую проблему, от которой он прячется, не решит... получается "а воз и ныне там"... Наверняка я чего-то упускаю, но не могу понять что именно. Буду ждать Ваших последующих статей на тему. Может быть удасться разобраться с Вашей помощью. Еще раз огромное спасибо за то, что Вы делаете.
svetlyachok
Feb. 28th, 2012 10:45 pm (UTC)
благодарю вас за обратную связь.

конечно, от самого по себе осознавания - отдельно от всего остального - нет особой пользы. констатировали факт - ну и что? важно, что это мне позволяет делать (с собой). например, обратиться за помощью. я постараюсь показать последовательность, которой можно попробовать идти.
tatjaana
Feb. 28th, 2012 11:35 pm (UTC)
Огромное спасибо, Света, за то, что Вы все это пишете. Я обычно молчу, потому что у меня нет ни лишнего веса, ни специальных отношений с едой, поэтому, вроде бы, все это пишется как бы не для меня, и выходит, что как-то некорректно соваться со своим спасибом. Только на самом деле все это не только и не столько про еду и ожирение, и Ваши тексты многое для меня проясняют в совсем других вещах. В вообще других вещах. Так что они мало того, что очень интересны, они еще и очень полезны.
violetr777
Feb. 29th, 2012 12:17 am (UTC)
Отличные тексты, спасибо большое. Чувствуется понимание проблемы, а это я ценю больше всего. Интересно было бы посмотреть на различные патроны ожирения, ведь наверняка ожирение топ-менеджера отличается от ожирения домохозяйки с тремя детьми.
(Deleted comment)
lady_winter
Feb. 29th, 2012 03:05 am (UTC)
Светланочка, в точку каждое слово! То, о чём я только догадывалась где-то глубоко-глубоко, Вы так замечательно сформулировали!
Да, я "отрастила шкурку". Чтобы не обижали. Чтобы не трогали...
esya
Feb. 29th, 2012 03:26 am (UTC)
я пока поняла почему я хочу немного похудеть - у меня мечта быть худенькой старушкой, а почему я не худею - потому что do not care, но до ожирения мне, с моей точки зрения, далеко
annsh
Feb. 29th, 2012 04:54 am (UTC)
Замечательная статья какая.
Почему-то предполагала, что следующим заданием будет именно это.
Вообще смотрю, я многие моменты "вычислила" для себя и про себя раньше, когда первый раз худела глобально (про диеты, про спорт, про изменение отношения к себе), но результат показывает, что самостоятельно, без помощи специалиста, до конца разобраться я не могу. И второй раз начинать просто боялась. Потому что не страшно прыгать с обрыва первый раз, страшно повторить:)
ella_gor
Feb. 29th, 2012 05:28 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно. Единственно, что пугает, это отношение общества к полным людям. Я не говорю, что не надо худеть, но не надо доводить идею до абсурда. Все эти имт - это всего лишь условность, а люди из за этого с ума сходят. Когда взрослая тётенька хочет весить как девочка и выглядеть также, это ли не абсурд. Я не говорю сейчас о тех кто далеко перешел границу, а об основной массе худеющих, которые в принципе весят и выглядят соответственно заложенной предками структуре, но не вписываются в установленные кем-то нормы, но уж очень хотят вписаться. И кто ж эту норму то придумал - не будем показывать пальцем - но это масмедиа во всех их проявлениях... хорошо, что вы подняли эту тему, но не сочтите за труд и попытайтесь ещё и акценты расставить правильно, в этой теме как раз важны детали.
knyasa_o
Mar. 10th, 2012 02:40 pm (UTC)
чейчас в России целая эпидемия похудения, женщины сидят на диете, у которых ИМТ давно уже близко к нижней границе .
mar_amirchanyan
Feb. 29th, 2012 05:49 am (UTC)
Спасибо за возможность Вас читать)
bulavinka
Feb. 29th, 2012 06:28 am (UTC)
Дорогая автор, великолепно пишите, о книге не подумывали?
4erechnya
Feb. 29th, 2012 07:05 am (UTC)
Света, я наверное, неправильно поняла, но ИМХО-это-НЕ новое задание? А новое задание еще будет после отчета?
Статья великолепна. Я у себя периодически диагностировала и циклотимию(студенткой), и истероидную акцентуацию личности. Тревожные расстройства у меня тоже присутствуют. Аэрофобия при приближающейся необходимости полета вплоть до панических атак(в ноябре отменилась семейная поездка в Египет из-за меня) и канцерофобия, но она как бы сказать, конструктивно-контролируемая. А уж откладывать жизнь на потом-это мы прям профессионалы...
Так что все равно синдром студента 3-го курса при прочтении Вашей статьи имеется.
Мыслим. Размышляем. Копаемся.
svetlyachok
Feb. 29th, 2012 07:26 am (UTC)
Нет, это не новое задание, конечно - новое будет, как только соберем результаты первого, т.е. сегодня.

Я просто параллельно пишук свои размышления на тему. Это как раз то, как эта наша с вами бодяга началась - мне очень чесалось поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
(no subject) - 4erechnya - Feb. 29th, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
reflexi_on
Feb. 29th, 2012 07:09 am (UTC)
Спасибо, замечательный текст.
Правда, очень печальные вещи узнала, но куда же деваться, если что-то с лишним весом делать нужно, и диеты - это не вариант... *Пошла подумать - зачем мне не худеть?*
ananci
Feb. 29th, 2012 07:34 am (UTC)
Очень сильное сравнение с тюрьмой!
А про "перестать жить" -- прямо инсайт! Ведь и правда, оно очень ограничивает возможности. А если я не могу -- значит и не буду, и не надо.
Хотя, ожирение тоже можно сравнить с тюрьмой. Личность рвется на свобду, из огромного тела, к жизни. Но заключает себя в тюрьму диеты и получается с корабля на бал.
(Deleted comment)
biser
Feb. 29th, 2012 08:52 am (UTC)
а где можно прочитать Ваши записки о голландских заключенных?
dolce_1988
Feb. 29th, 2012 08:58 am (UTC)
по тегу солнце всходит и заходит
cat_tie
Feb. 29th, 2012 08:53 am (UTC)
Причем быть толстым настолько плохо с точки зрения общества, что появляется обратная связь - толстыми, омерзительно жирными считают себя люди с совершенно здоровой фигурой. У меня такое было и только не давно стало проходить - когда расчистилось в голове немного.
aelitin
Feb. 29th, 2012 01:38 pm (UTC)
С недавнего времени с большим вниманием читаю записи под этим тегом, так как все совсем свежее, за полтора года убрала 30 кг, причем исключительно разобравшись с головой и без посторонней помощи. И наверняка минусы похудения вам хорошо известны, они есть, и не только в той же голове. В общем.. есть вопросы:)
sunset_cloud
Feb. 29th, 2012 03:20 pm (UTC)
Очень интересно какие у похудения минусы. Тоже хочу похудеть на 30 кг, выращиваю в себе мотивацию, собираю информацию, поэтому любопытно.
progulka
Feb. 29th, 2012 07:35 pm (UTC)
Спасибо большое! Очень ясный текст)
svet_ka
Mar. 1st, 2012 04:01 pm (UTC)
Спасибо Вам за прекрасно структурированный текст! Я тут как раз собралась заняться лишним весом (вышла из декрета ; ) и тут такая отличная серия текстов ровно о том, о чем я ломаю голову последние года два (с тех пор как набрала назад сброшенные на диете килограммы). Буду следовать вашим заданиям в своем журнале. Спасибо еще раз!
grig
Mar. 2nd, 2012 12:13 pm (UTC)
«Зачем мне НЕ худеть? Какую роль играет лишний вес в моей жизни? Чему он помогает?»

Прекрасный вопрос. Люди не часто задумываются над тем, что хорошего в моем весе, чего хорошего он делает для меня, чему помогает, от чего избавляет, что дает.
У меня в загашнике есть задание, которое я честно вычитал в какой-то книге по работе с весом. Мне оно понравилось и теперь я его получают клиенты в начале терапии. Надеюсь, я не помешаю Светлане, участникам эксперимента и читателям.
Итак задание:
1. Я предлагаю взять лист бумаги и написать на нем все, что приходится терпеть. Писать можно все, что угодно, все что вспомнится и придет в голову, никаких ограничений. Можно и идиота начальника, и холодную/жаркую/нелюбимую погоду, и давку в транспорте, и долгую дорогу на работу. Все, что угодно.

2. Затем список берется новый лист бумаги, делится на две части и «Что я терплю» нужно разделить на: «Что я терплю и буду терпеть потому что…» и на «Что я терплю и не хочу терпеть потому что…» Списки могут получиться неравными, не важно. Главное мы нашли то, что человек терпит и не хочет терпеть.

3. Дальше мы работаем с тем, что «Я терплю и не хочу терпеть». И снова чистый лист бумаги, разделенный на две части: «То, что я терплю, не хочу терпеть и знаю что с этим можно сделать» и «То, что я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что с этим можно сделать». Вот оно. «Что я в жизни терплю, не хочу терпеть и не знаю, что с этим можно сделать».

4. И последнее, как мой вес и то, как я ем помогают мне терпеть, то, что я не хочу терпеть, но не знаю, что с этим делать.
Очень интересные результаты получаются.
uusiminna
Mar. 6th, 2012 09:06 pm (UTC)
Спасибо большое за текст. Я вдруг осознала, с чего начались мои лишние 30 кг - я блондинка, в отрочестве и юности волосы были с золотистым отливом, и имела тонкую талию и достаточно широкие бедра - то есть "аппетитную фигуру". О, как я ненавижу это определение! То есть я была "блонди". На улице незнакомые взрослые самцы почему-то считали своим долгом сообщить мне об аппетитной фигуре, в лучшем случае, а то и хлопали по попе. И считали это в порядке вещей, в центре нашей культурной столицы. Я не красилась, старалась надеть одежду помешковатей, боялась выходить на улицу "они все на меня смотрят", и наконец-то, растолстев, получила свободу!Я никому не нужна, на меня не обращают внимание! Сейчас я на работе сижу в уголке за комьютером и, как специалист, решаю проблемы - по чату или е-мейлу, меня уважают как специалиста, но большинство знает только виртуально, так как отделения фирмы - в других городах. И уже 20 лет жду, что начну нормально жить, когда похудею, даже одежду стараюсь не покупать - "ведь всё равно скоро похудею и зря потрачу денежки". Вот только что со всем этим делать...
akunari
Sep. 28th, 2012 04:44 am (UTC)
а я решила покупать себе одежду прямо сейчас. потому что мое тело достойно любви) и я достойна любви) и именно сейчас в данный момент)

а всем недругам можно просто говорить иди на хуй. меня научила моя девушка. и теперь качество моей жизни опвысилось очень сильно))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея, жена Прасутага

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono