?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Люди и их истории

Я часто говорю, что одно из самых интересных в психотерапии - люди и их истории. Человек - не набор симптомов, человек - это жизнь, жизнь в рамках определенных обстоятельств, культуры. традиций. И это завораживает.

Так, например, меня в свое время потрясло, насколько Вторая Мировая война мало значит в семейной истории детей, рождленных сразу перед ней, в Северном Брабанте. И это при том, что в Фюхте все еще стоят останки концентрационного лагеря, где погибли 12 тысяч голландских евреев. Но на обычные семьи война оказала очень мало влияния - люди продолжали жить, работать, иногда слышали грохочущие залпы где-то далеко, иногда вынуждены были переезжать "блиэже к станции, там было безопасно". Работая же с семейными системами российских кдиентов, всегда сталкиваешься с тем, как война безжалостно, катком проехала по семье, не в одном направлении, так в другом. и все члены семьи до третьего поколения после войны это влияние испытывают.

Но сегодня я не об этом. Есть распрсотраненное убеждение, которое я не разделяю, что большинство людей, страдающих от ожирения, пережили в детстве ту или иную форму сексуального домогательства. На мой взгляд, шире нужно смотреть. Сексуальное домогательство - может, и не все, а вот унижение, в том числе связанное тем или иным образм с телом, многие.
В России это замечательная детсадовская традиция, распространенная тогда, когда я и мои ровесники ходили под стол и в этой самый детский сад пешком, выставлять провинившихся детей без трусов на обозрение всей остальной группе. За то, что во сне намочили простыни. За несъеденную кашу. За сломанную игрушку. Как это расценить? Не сексуальное же домогательство? Однако о том, наскоько сильное влияние это оказало на отношение к телу, говорили мне все без исключения когда-либо от этого воспитательного мероприятия пострадавшие.

А вот в Голландии не было такого экстрима. Но был другой. Кавалергард мой родом из очень известной и состоятельной семьи. Есть у нас в Фюхте приметное место, в народе называемое "башня", старая ратуша. А вот отец Кавалергарда родился в доме рядом с башней, большой красивой вилле. принадлежавшей его деду. В те времена очень состоятельные родители, желавшие дать детям выдающееся образование, не имели много возможностей, но одна все же была - это интернат для мальчиков в мужском монастыре. И родители Кавалергарда, недолго думая, отдали туда всех троих детей - его, его брата-близнеца, и их страшего брата. Образование у монахов стоило астрономических денег. Дети жили ровно той жизнью, которая описана в каких-нибудь "Очерках бурсы" - общая спальня, спать рядом с братом было категорически нельзя, учиться, молиться, поститься, слушать радио "Радонеж". В монастыре была великолпеная библиотека, включавшая в себя уникальные средневековаые икунабулы, и все можно было читать и трогать руками. Так Кавалергард увлекся историей.

Монахи за провинности трусы не снимали. Они заставлли надевать шапочку с ослиными ушами и ставили в угол на колени. На весь день.

А вот он из совсем другой семьи. Совсем-совсем простой. Неудивительно, что уже в 16 лет он попадает в наркоторговый бизнес и достигает там некоторого успеха.

Вы видели фильм Алана Паркера "Полуночный эжкспресс"? Долго время это был один из любимых моих фильмов. Он снят по мотивам реальной истории о парне. получившем срок в турецкой тюрьме за попытку вывезти большое количество гашиша в Америку. И о том, как он пытается в этой тюрьме остаться человеком. Хороший фильм, не видели - посмотрите.

А вот он в турецкой тюрьме сидел. Не два года, "всего" 4 месяца. За ту же самую провинность - попытался вывезти гашиш в носке, был пойман на таможне. И когда он рассказывает об общем зале на 30-40 человек, о цепях, которыми приковывали к центру комнаты, об одном ведре воды на всех - рассказывает спокойно, без истерики, "я же это заслужил, а у них такие законы", у меня мороз по коже. Реальность такая реальность, хоть режь ее ножом.

Только вот ему трудно совладать с собой, когда в бассейне, где наши пациенты занимаются плаванием, на урок после нашей группы приходят турецкие женщины, и требуют, чтобы мужчины их не смели видеть в купальных костюмах. Администрация заставляет наших пациентов-мужчин выходить через одну определнную дверь, но то ли турецкие женщины что-то путают, то ли их мотивация не быть увиденными несколько амбивалентна - раз за разом они попадаются навстречу, кричат, бранятся и жалуются. Он багровеет и стонет - почему, почему так несправедливо. Что мне ему ответить? Мне и самой бывает сложно смириться с этой несправедливостью.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Продолжается набор в группу «Осознанное питание» в Центре IntueaT. Успейте записаться на этот курс! Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить свой пищевой опыт; • насыщаться меньшим количеством еды…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
scary_window
Jul. 5th, 2012 10:45 am (UTC)
Да, без штанов в комнату детей противоположного пола - в пионерлагерях тоже практиковалось, а ведь там уже немного постарше все. Или детсадовские туалеты, в которых нет дверей и перегородок, только разделение "девочкам влево - мальчикам вправо", не знаю как на ожирение, а вот на "отправление нужд" вне дома влияет точно.
natali_gold
Jul. 5th, 2012 10:56 am (UTC)
да-да, в нашем детсаде тоже такое наказание практиковалось - наказывали тех, кто во время тихого часа не спал, а просто лежал с открытыми глазами.
Приходит воспитательница, сообщает - подъем! Петрова, Иванов, Сидоров - раздеваются и ждут возле своих раскладушек, пока их товарищи убирают постель.
А вечером была вторая часть 'марлезрнского балета' Воспитательница обязательно рассказывала матери о моем неспанье во время тихого часа, и вечер проходил в стоянии в углу на коленях и на горохе.
Толстеть я начала после двух лет психотерапии. До этого была просто дистрофиком.
Печально все это вспоминать. В детские годы, по сравнению с фильмами о войне, с бесчинствами фашистов, все эти наказания казались такими заслуженными, и не жестокими.
svetlyachok
Jul. 5th, 2012 10:59 am (UTC)
вы правы. фашисты Карбышева на морозе ледяной водой облили. в нашем городке, где я росла, стояла его такая статуя, словно бы изо льда вырублена. мы к ней цветы на праздники носили. а тут - трусы какие-то.
natali_gold
Jul. 5th, 2012 11:53 am (UTC)
да, так и было, в моем детстве были рассказы о Зое Космодемьянской, в детсаду рассказывали и фото показывали.
И плакать было нельзя от ужаса увиденного, не по-геройски это было. За слезы тоже наказывали.
да, вот так вот вспомнилось вдруг


omennomen
Jul. 7th, 2012 08:11 pm (UTC)
Мда, все это советское воспитание, нашиная от самого детского садика и в школе - натуральный культ сметри, культ мертвых, культ страданий и истязаний, похлеще, чем в христианстве! После этого стоит скорее удивляться, что у кого-то после такой школы мужества с психикой таки порядок...

Вспоминаю школу, возглавляемую злючей директриссой (со злым лицом тюремной надзирательницы) с нулевой сексуальной жизнью, потому с полным психическим нездоровьем, до полусмерти зартаханных ею учителей и учеников... Да после такого всем поголовно требуется психическая реабилитация! Поэтому когда мне кто-то начинает рассказывать о моем счастливом пионерском детстве, то он очень рискует... :-)
natali_gold
Jul. 8th, 2012 09:05 am (UTC)
...культ сметри, культ мертвых, культ страданий и истязаний...

Согласна полностью.
С детских лет обучали и готовили к тому, что в жизни есть опасность, поэтому надо быть крепким и сильным. Старшее поколение, пережившее войну и голод, обучало и готовило своих потомков к такой же суровой военной действительности.
К слову сказать, аналогичное суровое воспитание было не только в ссср, в Германии, к примеру, даже был принят закон, что детей бить нельзя.
Вспомнился рассказ знакомой немки. Родители привязывали ее с года за ножку стола, рядом ставили еду, питье, а сами уходили на работу. Такая вот тоже была реальность послевоенной жизни.
evia_kevin
Sep. 12th, 2014 05:14 pm (UTC)
И тут я, читающая молча, не удержалась:
Вы из Омска родом? :)
svetlyachok
Sep. 12th, 2014 06:19 pm (UTC)
Re: И тут я, читающая молча, не удержалась:
нет:)
evia_kevin
Sep. 13th, 2014 01:34 pm (UTC)
Re: И тут я, читающая молча, не удержалась:
А я наивно думала, что это только у нас памятник Карбышеву в центре города, раз он в Омске родился :).
__oosha__
Jul. 5th, 2012 11:01 am (UTC)
Очень хороший (и тяжелый) фильм, люблю тоже его нежно (я про Полуночный экспресс), музыка там волнительная... Мородер, если не ошибаюсь, композитор.
svetlyachok
Jul. 5th, 2012 11:03 am (UTC)
да, у меня даже диск есть с саундтреком.
katasago
Jul. 5th, 2012 11:29 am (UTC)
Как мне повезло, оказывается, с детсадом! У нас такого не было. И туалеты были разгорожены, только для самых маленьких стояли рядочком горшки. Самое плохое воспоминание оттуда - пюре из варёной морковки, которое подавалось раз в неделю, а я такое есть просто не могла. От одного запаха плохо становилось. И однажды нянечка, уставшая от "капризов" насильно его в меня впихнула. Всё немедленно вернулось, и платье пришлось лично стирать в раковине, зато больше никогда-никогда никто от меня не требовал есть варёную морковь. Мама, тогда, помню, очень ругалась из-за насильного кормления.
А истории - брр, просто. Надеюсь, этим людям удалось побороть последствия, или же - удастся.

Edited at 2012-07-05 11:31 am (UTC)
caotica_ana
Jul. 5th, 2012 11:36 am (UTC)
Ух ты, вот вы и напомнили мне самый первый опыт унижения. Никогда не могла спать во время тихого часа, это была пытка - вылежать этот бесконечный час. За это меня и выставили голой и рыдающей на обозрение.
Полная даже в самые худые и голодные годы, постоянно держу себя в руках. Спасибо вам. И фильм посмотрю.
kvuzya
Jul. 5th, 2012 11:49 am (UTC)
А с нас трусы не снимали, помню только пару случаев из детсада, один - про еду. У меня недавно был приступ самокопаний(хех)), и я записывала про свою жизнь, в том числе и этот случай.
Тогда дуры-воспиталки вывалили второе в суп, а суп был молочный, я его не могу есть - там пенки, и они сказали "ах раз так - получай второе прямо вот" - и бац его в суп. Меня очень удивило тогда, как можно думать, что если я не ела их дрянский суп - то вдруг буду есть что-то вываленное в него-же? Он же никуда не делся. А вот помню, второе я бы съела, оно хорошее какое-то было, но в супе с пенками? Я ж не идиотка. И мне, помню, так неловко за них было, за воспиталок, и я не смотрела на ребят за столиком. Это называется "вчуже неловко", и поразительно, что в столь мелком возрасте - оно во мне уже было!
natali_gold
Jul. 5th, 2012 12:00 pm (UTC)
....Это называется "вчуже неловко"...

Вот это как наызвается. Я не знала. хотя это чувство и состояние хорошо помню из детства, когда я ребенок наблюдаю, что эти взрослые такие беспомощные и глупые и поэтому из-за своей беспомощности и глупости - злые и ругачие. Так за них было неловко, что они творят такие глупости.
kvuzya
Jul. 5th, 2012 12:11 pm (UTC)
Я помню, когда нашла это название - испытала такое чувство облегчения)) Будто всё правильно в моей жизни стало)
natali_gold
Jul. 5th, 2012 12:21 pm (UTC)
Вот именно такое чувство и я сейчас испытала!
Оказывается, всем этим ощущениям есть название.
Спасибо!
kvuzya
Jul. 5th, 2012 03:57 pm (UTC)
На здоровье))
sparrow_chan
Jul. 5th, 2012 01:36 pm (UTC)
о!
спасибо огромное за это словосочетание!)))

это чувство накрывает меня во время просмотра вского комединого кина, когда герои совершаю.т немыслимое идиотство, все зрители вроде как смеются, а мне вот это самое - вчуже неловко. СпасибО!
kvuzya
Jul. 5th, 2012 04:01 pm (UTC)
На здоровье)) Не я ведь его придумала)
Просто нашла и поняла - оно!

У меня с кино так же. И с некоторыми книжками))
sparrow_chan
Jul. 5th, 2012 04:23 pm (UTC)
я просто даже не слышала никогда такого)
поэтому я теперь знаю, как в двух словах эмоцию описать))
4erechnya
Jul. 5th, 2012 02:06 pm (UTC)
Я щас жутко неприличную весч напишу... нас выставляли за исследовательские игры под одеялом. И на лестницу. Но там никого не было по причине тихого часа.
А мой мелкий еще 2 года назад рассказал мне, что их, нескольких мальчиков, тренерша в бассейне(замена была) за баловство в душевой выгнала в бассейн без плавок.Я была в шоке.
imke
Jul. 5th, 2012 02:32 pm (UTC)
С ума сойти - никогда ни о чем подобном не слышала, с выставлением нагишом перед остальными. Ад какой-то.
ananci
Jul. 5th, 2012 03:02 pm (UTC)
Уууу... Светлана! Оказывается, и правда, унижение, связанное с телом…
У меня в детстве был диатез: до трёх лет волосы не росли на голове, красная корка только. А в два года меня в садик отдали (или ясли, как оно там называлось?). И там никто не хотел со мной дружить. И потом еще года два какие-то непонятки с социализацией были. Помню чётко: дети водят хоровод (видимо, утренник новогодний был), а меня никто не хочет за руку брать, потому что на левой руке у меня бородавка. Небольшая такая, даже не знаю, почему и кого она волновала. И помню свою сильнейшую обиду, что всё так, и знаю, что не смогу придя домой заявить маме: больше не пойду туда! Потому что сидеть со мной некому, маме надо работать…
Вот жеж! Никогда не задумывалась!
izabella76
Jul. 5th, 2012 05:38 pm (UTC)
н-да, все познается впервые...я впервые слышу, что детей выставляли без трусов на всеобщее обозрение и мне походу просто повезло.
маме что ли пойти спасибо сказать, что она в моем садике работала, пока я туда ходила?
(Suspicious comment)
izabella76
Jul. 6th, 2012 04:36 pm (UTC)
светлана же сняла капчу...

мама приедет из отпуска, скажу обязательно))
a_ll_ka
Jul. 5th, 2012 08:41 pm (UTC)
У мужа в саду так детей выставляли.Одного мальчика так выставили.Дети смеялись,а мой муж заплакал.Так потом ему тот мальчик сказал-"Я тебя больше всех ненавижу.Все смеялись,а ты плакал от радости." Ему даже в голову не пришло,что ему кто-то сочувствовал((.
knyasa_o
Jul. 6th, 2012 05:45 am (UTC)
Я не помню издевательств в детском садике. Помню мне нравилось.
Очень интересно почитать истории из жизни.

"я же это заслужил, а у них такие законы" - согласна, жизнь не может быть карамельной всегда. У них такие условия жизни, что если в тюрьме будет курорт, то все захотят туда переехать.


"Администрация заставляет наших пациентов-мужчин выходить через одну определенную дверь" - администрация не права.

shin1
Jul. 6th, 2012 02:38 pm (UTC)
про выставление голыми не помню. но не поражена. в раздумьях - вытеснено или не было.
зато наложенную в карманы платья манную кашу помню хорошо.
radlar77
Jul. 7th, 2012 08:14 pm (UTC)
А нас в детстве привязывали к кроватям во время тихого часа. Если нянечка увидит. что глаза открыты, то завязывала полотенцем.
Всё воспринималось - как естественное.
omennomen
Jul. 7th, 2012 08:19 pm (UTC)
Родом из детства...
Кстати, в этом самом "счастливом советском детстве" в садиках и пионерлагерях какая была система ценностей? Кто хорошо кушает, прибавляет в весе - хороший, его ставят в пример. Кто ест мало - того рунгают, наказывают, стыдят, заставляют есть... Не оттуда ли проблемы с весом у многих и многих? Недавно жена показала по случаю бывшую "хорошую девочку", с которой была в одной группе детсада, которую ставили всем в пример, за то, что та хорошо кушает, всегда давали добавку... ну, на глаз трудно сказать... 220-250 кг, не меньше.
etairka
Oct. 3rd, 2012 10:11 am (UTC)
«В России это замечательная детсадовская традиция, распространенная тогда, когда я и мои ровесники ходили под стол и в этой самый детский сад пешком, выставлять провинившихся детей без трусов на обозрение всей остальной группе. За то, что во сне намочили простыни. За несъеденную кашу. За сломанную игрушку. Как это расценить? Не сексуальное же домогательство?»

А если попытаться представить, ЧТО заставляет наделённого властью взрослого снимать с ребёнка трусы, мне кажется, "сексуальное домогательство" становится гораздо более близким к реальности термином. :(((
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono