?

Log in

Previous Entry | Next Entry

На целый пост "про питание" не тянет, поэтому, скорее, в качестве P.S. к последнему посту на тему или преамбулы к следующему, ну и чтобы не забыть, хочу записать отдельно.

При эмоциональном переедании еда теряет свое первоначальное значение - собственно питания, и приобретает другие, побочные.

В культуре у еды, собственно, полно побочных значений. Просфора на причастии и поминальная кутья - религиозное значение, еда как часть таинства, ритуала. Творог и фрукты для беременной, куриный бульон для ослабленного больного - медицинское, еда как лекарство. Черная икра и фуа-гра - символ изобилия, достатка, статуса хоязяев дома.

Мне удалось выделить четыре типичных функции еды, хотя, я полагаю, их больше.

1. Еда как утешение. На самом деле, "утешение" используем для краткости и красного словца, на самом деле, "еда, как средство, изменяющее мое эмоциональное состояние с А на Б". Сюда, как вы понимаете, попадает огромное количество случаев эмоционального переедания. Заесть злость, тоску, тревогу, справиться с помощью еды со своими душевными движениями.

Шанс переесть - большой, ибо неясно, когда же нужно остановиться - ведь переживания не исчезают, лишь притупляются.

В этом случае я ем, чтоб мне стало легче. Хотя бы ненамного. Чтобы приглушить остроту переживаемых эмоций, отложить их переживание и получить возможность жить дальше. Результатом, как мы хорошо знаем, становится накопление непереработанных эмоций и ощущение беспомощности, невозможности с ними справиться.

2. Еда как награда. Ситуация, когда я переживаю всплеск позитивных эмоций, позитивного самоощущения, и хочу продлить, закрепить, "отметить" это ощущение с помощью еды. "Хорошая", вакусная еда становится символическим продолжением "хорошего" меня. В этом ситуации чаще выбираются "специальные" продукты, особые, деликатесные - будем получать удовольствие.

На мой взгляд, куда более здоровое отношение к еде, которое редко встречается у тех, кто длительно и упорно "диетничает".

3. Еда как наказание. На первый взгляд, похоже на п.1, ибо отправной точкой является негативное самоощущение, чаще всего - переживание "провала", допущенной ошибки, чувство вины и недостаточной компетентности. "Я - недостаточно хороший". Из ощущение недостаточной хорошести вырастает глубинная, разхедающая тервога и неудовлетворенност, требуюшая еды. Не для того, чтобы утешиться - в вине и тревоге нет потребности в утешении, настолько плохим и неудачным ощущает себя человек, есть потребность в акте аутоагрессии, в наказании, и еда становится таковым. В ход идут любые продукты, и есть приходится до того состояния, пока не станет хуже - эмоционально (я не только бездарь, ленивая, тупой, неудачник, но еещ и обжора) и физически. Тогда - цель достигнута, еда выполнила свою аутоагрессивную функцию.

4. Еда как источник дополнительной энергии или право на паузу. Совершенно вылетело у меня из головы, а ведь это очень важно, большое спасибо комментаторам, которые напомнили. У "едоков", для которых типичен перфекционизм, много контроля и тревоги, страх "не успеть" или "не достичь", а также у тех, кто вынужденно оказывается в ситуации "много контроля" - человек. занимающий ответственный пост на работе или многодетная мать, еда может приобретать значения символической подзарядки, маленькой паузы в слишком долгом и утомительном пути, права хоть немного отложить неприятное дело. Вот тогда. по моим наблюдениям, чаще всего поедаются быстрые углеводы, сладости, дающие мгновенный прилив энергии, чтобы справиться с целой кучей предстоящих дел. Типичный пример - женщина приходит с работы после целого рабочего дня, ей на руки сваливаются соскучивщиеся дети, ужин, стирка и пара рабочих документов на быстренько посмотреть до завтра. Сделать надо все, а сил нет. Права на паузу тоже нет. Чашка чаю и шоколадка - то, что дает возможность передохнуть и чуть придает сил. У людей, не связанных детьми или сликшом напряженной работой, встречаетсчя ровно так же - они, приходя домой, бросаются пылесосить, протирать книги, и так далее.

Иногда встречается в форме "прокрастинации" - перекусы перед началом рабочего дня у тех, кто работает дома, или как повод отложить не слишком интересное дело.

Мне кажется, отправляясь есть, не будучи голодным, очень важно понимать, почему я это делаю.

Еда имеет и символическое значение, и вот тут все несколько сложнее. Я выбираю определенную еду, чтобы заедать эмоции, награждать и наказывать себя, и почему - именно ее? Что она для меня сиволизирует? Запретный плод? Сладкую жизнь?

Например, Кавалергард, большой, тучный мужчина, объедается сладкими пудингами и ароматизированными питьевыми йогуртами. Не получив с самого рождения материнского тепла и любви, он до сих пор бессознательно ищет грудь, из которой бы щедрым потоком изливалось сладкое материнское молоко.

Как бы человек ни переедал, всегда есть определенный, предпочитаемый "пищевой объект". Поскольку переедание никак нельзя отнести к категории любви и заботы о себе, характерно, что продукты для зажоров чаще всего выбираются дешевые и низкокачественные - пока не слыхала, чтобы кто-то переел органической морковки. Джанк-фуд, дешевые шоколад, который и шоколадом-то по ошибке называется, чипсы.

Важно и полезно учиться различать вкусы, выбирать деликатесную, особенную еду, если уж решаешь поесть вволю на эмоциональной почве. Самый дорогой и качественный шоколад, пирожные от лучшего булочника, самую свежую ветчину и свежевыпеченный хлеб. Невозможно наказывать себя и радоваться вкусу съедаемого.

Если вы заедаете эмоции, то, чаще всего, почему - утешаетесь или наказываете себя?
promo svetlyachok october 6, 19:12 18
Buy for 500 tokens
Вы раздражительны? Вас легко расстроить? Вы мучаетесь ревностью к партнеру или любимому человеку? Вас легко "выбить из колеи", продемонстрировав вам фотографии из отпуска или рассказав о новом назначении на работе? Эмоции - это то, что побуждает нас к действию.Негативные эмоции часто побуждают нас…

Comments

( 175 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
fitulk_a
Jul. 11th, 2012 12:05 pm (UTC)
Когда я ем - я получаю удовольствие. Придя с работы после нервного дня, или когда все ушли и я наконец одна дома, я думаю, надо использовать шанс, иначе когда в следующий раз? щас положу себе вкусненького, сяду с книжечкой или любимым фильмом. На тарелке кончается быстро, а хочется, чтобы праздник не кончался. И он продолжается. Результат - переедание, часто на ночь:(
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 12:13 pm (UTC)
"придя с работы после нервного дня" - мне слышится, что вы бежите в еду, т.е. - утешение?
(Deleted comment)
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 12:12 pm (UTC)
самый здоровый, т.е. менее патологичный, из перечисленных, конечно. это не значит, что от него не полнеют:)
(Deleted comment)
(no subject) - xalya - Jul. 11th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - xalya - Jul. 11th, 2012 12:45 pm (UTC) - Expand
ingwall
Jul. 11th, 2012 12:15 pm (UTC)
Я обычно снимаю стресс. Когда сыт, нервничаешь меньше. До первого класса мама от меня "я хочу есть" ни разу не слышала, а началась школа - началось переедание.
xalya
Jul. 11th, 2012 12:16 pm (UTC)
я если и заедала с горя, то крайне редко и даже особых фактов-то не припомню.
у меня больше как награда и поощрение. но тут действительно что-то вкусненькое и деликатесное. а так как оно деликатесс и дорого , то много его студенту купить возможности нет, ну и как следствие устроить зажор из черной икры и дорого шоколада намного сложнее.

но я что подумала вообще о механизме возникновения такой идеи наградить или наказать себя едой.
ведь очень много примеров в масс медиа. например мне до сих пор не понятна модель "девушка расстроилась - поэтому сидит на диване, желеет себя и жрет мороженное из ведра". вот вообще не понятна. а между тем - это один из самых встречающихся примеров поведения в американских фильмах.

с другой стороны модель наградить себя едой у меня четко воспитанна мамой и бабушкой-дедом. и если дед по определению меня баловал, ну т.е. "ты моя внучка-хорошая и красивая, поэтому пойдем купим тебе чего-нибудь вкусьненького", то мама уже более сознательно применяла пряник:торты за оценку, ограничения на семейных застольях если я провинилась или наоборот дополнительный кусок торта за помытую посуду.

в общем спасибо за пост, прочла задумалась и чуть больше теперь знаю о себе.
ну и тортик заслужила или органическую морковку))
еще кстати хороший вариант перевести награды из сферы еды в другую, ну например я переводила на что-то девачковое косметика/бижутерия(из серии тортик+кофе стоят столько же сколько и помада о которой я давно думаю). но тут конечно нужно понимать и вовремя спохватится зачем тебе тортик, а зачем тебе помада.
(Deleted comment)
(no subject) - xalya - Jul. 11th, 2012 12:25 pm (UTC) - Expand
scary_window
Jul. 11th, 2012 12:21 pm (UTC)
Чаще всего если наказываю. Как утешение или радость еда давно перестала работать. Грубо говоря, с тех пор как стала сама покупать и готовить. Все, за исключением черной икры и пары-тройки подобных продуктов я могу себе позволить, но радости оно уже не дает. А вот нажраться пирожков жирных во фритюре жаренных, до болей в поджелудочной - это да. Причем больно уже со второго, но нужен еще и еще.

Иногда перебираю из-за вкуса, вот прицепился вкус, и никак им не насытишься. Это может быть и органическая морковка. Но тут не до боли, а до легкого "ой, что-то я слегка переел".
busybackson
Jul. 11th, 2012 01:07 pm (UTC)
Да, я обычно тоже переедаю из-за желания постоянно ощущать какой-то вкус. В детстве могла громадную миску салата оливье смолотить, или сковородку жареной картошки с хлебом с маслом.
Сейчас такой потребности уже нет, и зажоров тоже практически не бывает, но сам уровень питания несколько выше потребностей, и потому вес растет. А ограничивать себя боюсь и не хочу :( Как только начинаю что-то считать, записывать и вспоминать, что ела - накатывает паника и отчаяние. Как быть, непонятно.
(no subject) - chardis - Jul. 17th, 2012 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - busybackson - Jul. 17th, 2012 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - chardis - Jul. 17th, 2012 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - busybackson - Jul. 17th, 2012 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - chardis - Jul. 17th, 2012 08:54 am (UTC) - Expand
adesigna
Jul. 11th, 2012 12:22 pm (UTC)
Сижу и думаю - а нейтральное отношение к еде вообще возможно?
Она же вкусная! Или если взял, пооткусывал от всего вкусного, столько, сколько хотел, без переедания, то вот и есть - нейтральный вариант?
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:16 pm (UTC)
ну я думаю, что если я, в принципе, сыт - то и мое отношение к еде нейтральное, в стандартном здоровом случае.

не нейтральное начинается тогда, когда я либо голоден. либо использую еду не по назначению...
(no subject) - __oosha__ - Jul. 11th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
lemur_
Jul. 11th, 2012 12:24 pm (UTC)
С огромным интерсом читаю ваши посты об отношении с едой и стрессе.
Вы отличный, очень терпеливый и вдумчивый специалист.
Не знаю, насколько ценно и оригинально то, что напишу, но для меня ритуал еды, как я выяснила, был гарантией того, что в мое пространство не влезут и неиспортят настроение тем или иным способом.
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:18 pm (UTC)
спасибо за добрые слова.

очень ценно. мой круг наблюдений, как ни крути, ограничен, и я могу что-то упустить. понимания очень многих тонких моментов во взаимоотношениях с едой нет, это не прописано психологами, социологами - да, а психологами - почти нет. собираем по крохам.
anna_stepnova
Jul. 11th, 2012 12:29 pm (UTC)
Как вариант: еда - это защита от того, что случится завтра. Сейчас поем, а то потом неизвестно, как все сложится.
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:19 pm (UTC)
смягчение тревоги?
(no subject) - anna_stepnova - Jul. 11th, 2012 04:29 pm (UTC) - Expand
e_annuk
Jul. 11th, 2012 12:30 pm (UTC)
А отсутствие аппетита - это что? Когда кушаешь, потому что "надо что-то поесть, а удовольствие это не приносит"?
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:21 pm (UTC)
это чуть про другое. это может быть от тревоги, например, от других гнетущих переживаний, или, как у анорексичек, самоповреждение, чтобы изменить ситуацию в семье.
(no subject) - e_annuk - Jul. 11th, 2012 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jul. 11th, 2012 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_annuk - Jul. 11th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jul. 11th, 2012 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_annuk - Jul. 11th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
ascorbinka
Jul. 11th, 2012 12:37 pm (UTC)
а что может означать выбор определенной еды в качестве эмоциональной отдушины (все аспекты вместе), если преобладают соленые рыбные продукты, в частности, вяленая рыба, икра и т.п.?
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:45 pm (UTC)
не знаю. важно смотреть, что лично для Вас, Вашей личной истории, означает соленое и соленая рыба, что она может символизировать. может быть непросто докопаться. пример с Кавалергардом кажется простым, но нам тоже понадобилось несколько месяцев в терапии, чтобы докопаться.
annsh
Jul. 11th, 2012 12:46 pm (UTC)
В ситуации переедания, вышедшего из-под контроля, наказываю. Обычно так: пришла домой голодная или высиживала голодный вечер (диета), сорвалась, съела что-то, а потом еще-еще-еще, до одури и тошноты.
Бывает, что в качестве утешения-награды за усталость и проделанную работу: тогда обычно ем что-то лично мне вкусное, деликатесное, могу специально заехать куда-то и купить. С подобной едой до одури не наедаюсь, гораздо легче "насытить" организм.
Вообще-то у меня шаблон "если я ем - я плохая".
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:25 pm (UTC)
Аня, на Вас очень похоже, да, по тому, как я себе Вас представляю.
umklaidet
Jul. 11th, 2012 12:46 pm (UTC)
Еда как утешение, однозначно
стресс, усталость, грусть - еда ((
kvuzya
Jul. 11th, 2012 12:56 pm (UTC)
Еда как утешение, видимо.
Всю жизнь страстно люблю помидоры, есть даже семейная легенда, как я с первых "своих" денег (стипендия) купила себе килограмм помидор, чтоб слопать "в одно лицо", типа "под одеялом"))))
А его обнаружилииии!!!)))))

А когда тоскливо зимой - тогда ещё селёдка, а летом тоскливо не бывает))
Ммм.. я как солёноежка - всегда солёным утешаюсь, ну и кислым/горьким, типа кофэ, снова помидоры, хреновка (извинити))

PS интересно, почему соевый соус категорически не прижился в таких условиях..
PPS Перманентно, но не очень часто - мороженное. В основном, кажется, в приступах социофобии))
ankavpoiske
Jul. 11th, 2012 01:03 pm (UTC)
Утешаюсь.
Читаю "Слушай своё тело" и у меня был инсайт - я потому люблю солёное, что это - моменты моего полного слияния с отцом. Моменты, в которые меня воспринимали, как взрослого человека, разговаривали уважительно, не унижали, шутили, общались _нормально_, душевное единение и т.д.
Видимо, каждый раз я пытаюсь вернуть себе это состояние. Ощущение себя значимой личностью, уважаемым человеком, к чьему мнению прислушиваются, которого любят.

Что делать с этим - не понимаю((
portulaky
Jul. 11th, 2012 01:11 pm (UTC)
утешаюсь, особенно мороженым..
divinedrink
Jul. 11th, 2012 01:15 pm (UTC)
я понимаю, что недовольна своей нынешней жизнью, что нужно принимать решения, действовать - и я ем, оттягивая эти решения, потому что не хочу ничего принимать и ничего делать. и снова осознаю, что я в тупике, что надо шевелиться - и снова ем, оттягивая момент действия... ем обычно картошку, горошек, помидоры, лук, сметану, замешивая все в огромный салат.
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:28 pm (UTC)
я вот думаю, не выделить ли "еда как прокрастинация" в отдельный пункт?
(no subject) - melamory_me - Jul. 11th, 2012 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jul. 11th, 2012 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - melamory_me - Jul. 11th, 2012 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - divinedrink - Jul. 11th, 2012 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geyzerr - Aug. 29th, 2012 01:50 pm (UTC) - Expand
tulenoid
Jul. 11th, 2012 01:27 pm (UTC)
второй пункт. получил деньги, пошел в кабак с книжкой, взял несколько пив и прочее "дефлопе с крутонами". и сидеть-растягивать
иногда пункт 1, но в последнее время нечасто
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:49 pm (UTC)
ах, как я любила в мои московские годы поехать после работы в книжный магазин Москва, купить там кучу всего, профессионального и художественного, а потом в кафе, кофе, ужин, и смаковать.

нынешняя жизнь такая беготня, что я даже удивляюсь, встречая в моей любимой кофейне людей с книжкой.

ну ничего, вот на пенсии!!

я к тому, что наслаждайтесь, пока есть такая возможность. поддерживаю.
(no subject) - tulenoid - Jul. 11th, 2012 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jul. 12th, 2012 12:53 pm (UTC) - Expand
volkosruka
Jul. 11th, 2012 01:33 pm (UTC)
Утешаю. Никогда не наказывала себя едой.
maryacha
Jul. 11th, 2012 01:34 pm (UTC)
Получить удовольствие от вкуса и от книги (всегда читаю за едой). И еда - вроде законный повод расслабиться, если я ем, то могу просто сидеть и ничего не делать. Никто же не работает во время еды :)
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:29 pm (UTC)
да, вот Вы очень правы - еда как остановка, право на паузу.
(no subject) - imke - Jul. 11th, 2012 03:52 pm (UTC) - Expand
gretta_glass
Jul. 11th, 2012 01:41 pm (UTC)
Утешаю чаще, однозначно. Но с этим я уже давно научилась разбираться. А вот остановиться и не есть... Например, тянусь за какой-то едой и понимаю, что не хочу, а буду есть только потому, что перед этим имела неприятный телефонный разговор. А вот как остановится? Я не могу. Понимаю, ем, а перестать есть, как правило, не могу. Нет никакой мотивации, чтобы остановиться.
ingwall
Jul. 11th, 2012 01:43 pm (UTC)
Есть ещё как минимум "еда как развлечение". Скучно, нечем заняться - а чего бы не сесть попить чайку. А к чайку, ясное дело, нужен бутербродик, или там кексик. Вот и занятие на полчасика.
prolefa
Jul. 11th, 2012 01:48 pm (UTC)
Как можно себя наказывать, не понимаю, но судя по обилию комментаторов, подтвердивших это, мне просто повезло. Да и как утешение у меня тоже она нечасто работает -- единственное, что приходит в голову, это сожрать шоколаду или ведро мороженого в пмс, но от них объективно легчает, поэтому отнесем-ка мы его к лекарству :)))
Мой единственный биндж, замеченный за собой во время похудения -- это какая-то порочная связь еды и сериалов. То есть начиналось как совмещение -- надо пообедать, заодно и эпизодик посмотрю, а через год превратилось в «о! вышла новая серия сегодня, что у нас там под нее можно заточить?». Осознала, купировала, но по-прежнему скучаю по желудочному сопровождению настолько, что даже почти больше и не смотрю сериалов.
ingwall
Jul. 11th, 2012 02:15 pm (UTC)
О, вот у меня то же самое с телевизором. Стараюсь под это дело есть фрукты или огурцы.
(no subject) - svetlyachok - Jul. 11th, 2012 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prolefa - Jul. 11th, 2012 04:08 pm (UTC) - Expand
imacom
Jul. 11th, 2012 01:54 pm (UTC)
У меня первое и второе.Наказывать себя к счастью не наказываю
Я еще очень часто ем... от усталости.Когда я очень устала, рядом ребенок он требует сил,играть, разговаривать,а я хочу молчать,за комп и спать, а спать нельзя. Тогда я себе делаю некий маленький праздник- если уж у меня впереди длинный и мучительный вечер, то хотя бы поесть.Для чего-то положительного.
Что ем? Всегда сладкое и мучное.Сладости, свежий хороший хлеб. Иногда жиры- сыр итд.Лучше всего,конечно, съесть хороший дорогой тортик или сыр-бри:)
rot_kappchen
Jul. 11th, 2012 02:50 pm (UTC)
Я нашла друга по несчастью:) Ниже тоже жалуюсь что ем от усталости. Что интересно, я тоже устаю именно от детей. (Ну или ме так кажется что от детей....а может от некоторой "несвободы", потому что нельзя ничего сделать из того что тебе хочется-нравится, кроме как токо пожрать, в виде некого "маленького праздника" лично для себя) В этом сучае получается все-таки "еда как награда"??
(no subject) - imacom - Jul. 11th, 2012 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - knyasa_o - Jul. 12th, 2012 05:57 am (UTC) - Expand
cat_green
Jul. 11th, 2012 02:14 pm (UTC)
в моем опыте, скорее бывает еда - как замещение какого-то действия, которое по каким-либо причинам страшно осуществить. поэтому, лучше пожевать, чем его сделать. ну или еще бывает, не знаешь, как решить задачу, и пока думаешь, то же на что-нибудь отвлекаешься - в том числе и на еду.
у меня вот вопрос по поводу того, что в тревоге нет потребности в утешении. так ли это? про чувство вины - да, могу согласиться. про тревогу чего-то смоневаюсь...
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:33 pm (UTC)
я неясно выразилась. речь о компдексе чувств, которые я описала бы как токсическая тревога с виной, приводящие к ощущению себя плохим.
rot_kappchen
Jul. 11th, 2012 02:19 pm (UTC)
Как интересно! Я интуитивно для себя уже давно определила эти функции. Но в последнее время у меня присутствует какая-то четвертая:( Даже не знаю куда ее отнести:( Попробую описать. Называю ее просто "жор". Наступает почти всегда часов с 16, длится до "насыщения" (так называемого). Вобщем я чувствую в это время какую-то дикую, невероятную усталось и из пищи пытаюсь приобрести энергию:( Причем реально все осознаю, иногда на себя ругаюсь, иногда уговариваю, анализирую, пытаюсь пить просто воду, кофе или салатик....непомогает:( Помогает остановится только чувство полного желудка:(
(Поскольку я у Вас человек новый, напишу что опыт похудания у меня есть, после 2х беременностей по минус 20 кг...ну и опыт с психиатрами и психотерапевтами тоже, но не из-за лишнего веса, хотя все и взаимосвязано, конечно)
svetlyachok
Jul. 11th, 2012 03:33 pm (UTC)
я упустила, на самом деле, еда как энергетик - тоже часто встречается, Вы правы.
(no subject) - rot_kappchen - Jul. 11th, 2012 04:00 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 175 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея, жена Прасутага

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono