?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот пост является очередным из цикла "Про питание. Психология переедания". Весь уикл можно прочитать здесь. Вы можете задавать любые вопросы по ходу выполнения упражнения и применения техник при условии, что вы прочитали все тексты по ссылке. Использовать одно-два упражнения или техники вне целостного контекста работы над собой может быть не только нерезультативно, но и небезопасно. Будьте бережны к себе.

У меня есть собака. Добрейшая, умная, самая лучшая на свете собака Мартин. Мы взяли Мартина из московского приюта, где он 2,5 года дожидался своей участи. В приюте Мартину пришлось несладко - во всех смыслах этого слова. Когда Мартин приехал к нам, поначалу он оживлялся только при кормлении и на прогулке. Ел Мартин много и неразборчиво, миска пустела за считанные секунды, а дать ему мясную кость - означало повергнуть пса в настоящую панику. Дело в том. что съесть ее сразу, на месте, Мартин никак не мог - кость требует вдумчивого обращения и некоторого свободного времени. Поэтому Мартин принимал решение кость прятать. Он метался по саду с костью в зубах и с паническим выражением в глазах, заглядывая под все кусты, в поисках достойного для такого ценного предмета места хранения. Через короткое время в нашем саду не осталось ни куста, под которым Мартин бы не сделал бы свои ценные вклады.

Мартину понадобилось почти полгода, чтобы успокоиться и понять, что еда будет всегда. Теперь, получив кость, он с достоинством относит ее в центр лужайки, ложится, берет ее в лапы и медленно грызет. Теперь он не обязательно съедает абсолютно все, что ему дали, а выбирает сначала то, что ему больше нравится. Самое занятное - приехав к нам. Мартин был "толстенький" - от любви к тем "неправильным" для собак кусочкам, которые он таскал из рук детей и волонтеров в приюте с голодухи. Начав есть обычную для собак еду, он выправился и стал статным и стройным, без признако лишнего жира.

Мораль? Дайте себе время. Даже у собаки пищевое поведение нарушается в ситуации постоянной депривации и ограничений. И нормализуется, когда нормализуется жизненная ситуация. А нормализация пищевого поведения - непременный атрибут нормализации веса, одно без другого не ходит.

Редко-редко, раз в полгода или реже, к нам на прием приходят люди без нарушений пищевого поведения, но страдающие ожирением. До жизни такой они дошли потому, что культура питания в семье была неправильная, а люди эти как-то умудрились пропустить мимо ушей всю ту информацию о правильном питании и разумных физических нагрузках, которыми изоблиует современное информационное пространство. Такие вот Маугли здорового образа жизни. Таким я честно говорю на приеме, что не знаю, чем могу быть им полезна - и мы вместе анализируем меню, обсуждаем вопросы заморозки готовых продуктов, и другие крайне интригующие для психотерапии вещи. Они худеют быстро и просто, это верно. И почти любая разумная диета тут сработает. И вы наверняка о таких слышали. Все замечательно, кроме одной маленькой детали: если вы читаете эти тексты, и узнаете в них себя, то эти люди - не вы.

Представляю очередному клиенту концепцию настройки питания, я никогда не ожидаю восторгов и аплодисментов, слез благодарности, и "Спасибо, Доктор, теперь я все понял!". Напротив, эта идея всегда вызывает массу тревоги и сопротивления. "У меня не получится", "Для меня это точно не сработает", "В моей ситуации это реализовать невозможно" - вот что приходится слышать чаще всего. Давайте разберем наиболее часто встречающиеся "да, но...". Рассматривать каждое из них мы будем с двух сторон: есть ли простое и доступное практическое решение для этой проблемы? И - каково психологическое значение этого возражения?

Дело в том, что любому симптому совсем не хочется уступать свое место новому поведению. Старые паттерны поведения будут бороться за свое место под солнцем. Нарушенное, но привычное и знакомое поведение будет мне подсовывать сообщения о невозможности изменений, пока я, наконец, не поверю. Как с этим бороться? да очень просто. Учиться понимать язык этих сообщений. Учиться их разоблачать.



Сегодня мы разберем камушки из кучки под названием

1. Не могу есть, если я голоден.

За этим "не могу" - множество вариантов.

1) Голоден невовремя.

Я не могу есть, когда я голоден, потому что я никогда не голоден с самого утра, позже я выбегаю на работу, на работе выпиваю пару чашек кофе, пока просматриваю накопившуюся почту, и так до самого обеда... Знакомая многим ситуация.

Задача остается той же - точно идентифицировать момент, когда я голоден. Если с утра есть совсем не хочется, то, вероятно, голод настигает вас минут через двадцать, тридцать, может быть - сорок. Тогда эта проблема практического свойства - вам придется брать еду с собой, чтобы иметь возможность есть тогда, когда вам хочется. Купите большой ланчбокс с отделениями, а еще лучше для этой цели подойдут... пластиковые коробки для швейных принадлежностей, с множеством отделений, и каждое закрывается своей крышкой. Положите туда то, что вам нравится есть с утра - немного фруктов, кукурузные хлопья, йогурт (названное абсолютно не является обязательным, лично я предпочту домашний сыр со свежими ягодами или омлет). Дело за малым - достать это в тот момент, когда вы действительно проголодались, и съесть.

Тут я хочу отступить и рассказать об одном странном культурном феномене, который мне приходится наблюдать, живя на стыке двух разных культур. У голландцев есть феномен "священного бутерброда" - лекция ли это в университете, важное совещание на высоком уровне, очередь в поликлинике - ничто не помешает голландцу достать аккуратно упакованный с утра бутерброд и чинно его съесть, без малейшего чувства неловкости. В России, по моим ощущениям, есть довольно мощный флер неловкости, окружающий "взятую из дома еду". Я могу предположить, что это как-то связано с традицией рабочих заводов и фабрик в 50-е и позже брать с собой обед. И как бы ни была искусна в кулинарии жена, какой бы вкусной ни была домашняя еда, редко кто из российских офисных работников решится на "еду с собой" в противовес "бизнес-ланчу" в кафе - дабы не возникло ненужных ассоциаций. Родители в детстве также учат детей, что "есть на улице неприлично". Максимум, что разрешают детям - мороженое. Между тем, ни у кого не вызывают удивления многочисленные молодые и не очень люди, пьющие на улице пиво из бутылок.

Единственная рекомендация, которую я могу дать - возьмите на себя отвественность за вашу еду и ваш голод. У вас есть неотъемлемое право есть, если вы голодны. И коли вы голодны по пути на работу, значит, имеете полное право этот голод утолить. Это значительно важнее того, что подумают или скажут окружающие. Да, я знаю, что не всегда дорога на работу бывает очень комфортной и располагающей к еде. Но как только вы говорите себе "Лучше потерпеть" - вы делаете шаг назад, снова и снова бегая в колесе удовлетворения чужих потребностей за счет своих собственных.

2) Ощутить себя вправе.

Продолжая тему из пункта 1), отмечу, что масса компульсивных едоков чувствует себя не только не вправе есть в дороге, они чувствуют себя не вправе есть в любом публичном месте, за исключением безопасного места у себя дома. Особенно это относится к людям с лишним весом. Как могут они чувствовать себя вправе есть, если они и так толстые, безобразные, непривлекательные?!

Это ощущение имеет прямую связь с глобальным ощущением "не вправе", так свойственным людям с нарушенным пищевым поведением. Не вправе требовать, просить, ожидать. Не вправе сказать нет. Не вправе.

И нет лучшего способа начать работать со своим "плизерством", чем начать это делать с базовых человеческих потребностей - например, с еды. Отвоевав у себя и окружающих право есть, когда и что вам хочется, вы можете надеяться, что ощущение, что вы - вправе, начнет распространяться на другие сферы жизни (обычно это проявляется вспышками внезапного, несвойственного вам гнева и раздражения там, где раньше вы вели себя тише воды, ниже травы. Помните фильм "Влюблен по собственному желанию"? Там тихая, незаметная и непривлекательная библиотекарша, обнаружив, что ее коллега вышла на минуту из комнаты и могла пропустить звонок мужчины, в которого библиотекарша влюблена, внезапно рявкает в совершенно несвойственной ей агрессивной манере: "Ну вот!!! Я ТАК И ЗНАЛА!!!".)

Тема "дать себе право" требует глубинной проработки, желательно - в психотерапии, если такая возможность есть. Не вправе быть голодной - о чем это с вашем личном прошлом?

Археологические раскопки психотерапевта приносят самые разные воспоминания - о послевоенном детстве и скудном рационе, который нужно было разделить на троих детей, и о том, что быть голодным означало сильно огорчить родителей, не могущих предложить большего. Или о вымотанной работой маме-одиночке, чьих сил только и хватало на то, чтобы приготовить ужин, и если ты оказывался голоден не ко времени, она просто говорила "Сейчас не время есть, подожди до ужина". А у кого-то это воспоминания о школьном дворе, о детстве полного ребенка, о том, как каждый кусок яблока, каждый укус бутерброда сопровождался насмешками, дразнилками - жирный, жирный, поезд пассажирный, или случайно услышанным обсуждением в группе учителей - мол, куда же ее родители раскормили, подумали б о здоровье ребенка... В списке этих историй одни из самых драматичных, иногда почти высекающих слезу и из моих повидавших разных человеческих закидонов глаз - это истории матерей, обсессивно озабоченных весом своих детей. Наделенные родительской властью, они запрещали, не давали, уговаривали потерпеть, гоняли на весы и прятали сладкое. В моей практике встречаются люди, родители которых вынуждали их соблюдать диету уже с 7-8 лет!

Работая с этими воспоминаниями, со своим гневом, обидой, злостью, важно продолжать работать с пишевым поведением, не забывать, что это два параллельных, интенсифицирующих друг друга, процесса. Проголодавшись, отметьте, что тот факт, что вы голодны и собираетесь поесть, совсем никак не влияет и не может повлиять на ваши взаимоотношения с другими людьми. Возможно, так было в прошлом. но эти времена миновали. Отметьте и то, что другим людям неизвестно и совершенно неважно, едите ли вы сейчас потому, что голодны, или по другим причинам. Вы заслуживаете того, чтобы замечать свои потребности и удовлетворять их по мере поступления.

3) Страх голода.

В очень любопытной книге G. Stein "Исповедь толстого психиатра", в которой автор, психиатр с многолетним стажем, рассказывает свою историю борьбы с морбидным резистентным к терапии ожирением, приводится такая история.

Много лет назад автору, тогда - ординатору отделения интенсивной терапии в одном крупном американском госпитале, пришлось наблюдать пациента, выжившего в авиакатастрофе. Будучи сильно покалеченным, этот человек находился в специальном устройстве, равномерно распределяющим давление на все точки его тела. Это устройство медленно и деликатно, но постоянно меняет положение тела человека относително земли, достигая таким образом наиболее равномерного распределения давления. Будучи слегка седирован, большую часть времени этот пациент спокойно дремал. Лишь единственный раз в сутки, когда его тело принимало ровно то положение, в котором находилось в момент катастрофы, он просыпался и начинал душераздирающе кричать. Тело - помнило.

Тело помнит и другие нанесенные ему травмы. И жесткие диеты - одна из них. Опыт пищевых ограничений приводит к тому, что чувство голода ассоциируется с интенсивынм телесным дискомфортом, головокружениями и слабостью.

Скажите себе, что у вас нет необходимости становиться настолько голодной. Выработайте для себя "мантру", которая будет помогать вам справляться с приступами этого страха. Это может быть нечто простое, например, "Я поем, как только проголодаюсь".

4) Чувство стыда

"Не могу есть публично" - часто встречающаяся, уже упоминаемая проблема. В этом случае у вас нет никаких трудностей с тем, чтобы приступить к еде, когда вы голодны, находясь дома, но, находясь на работе, вы откладываете и откладываете совместную с коллегами трапезу. Они видели ваши попытки соблюдать ту или иную диету, вашу войну с лишним весом, приветствовали победы, вежливо не замечали или отпускали сочувственные и колкие комментарии, когда вес возвращался... Вы просто не можете больше есть в их присутствии!

Чувство стыда обязательно нужно прорабатывать в терапии, причем желательно даже в групповой. А пока вы будете делать эту работу, рассмотрите варианты - есть в своем кабинете, отдельно, или покидать место работы, чтобы поесть.

Я слышу ваше ворчание, что вы работаете там, где некуда выйти поесть. Простите - так не бывает. Я за ланчем часто выезжаю в парк в 5 минутах езды от клиники, где сажусь на траву и жую свой салат, бутерброд или яблоко. Иногда времени еать в парк нет - мы с коллегами поставили стол и стулья прямо на парковке. Не парк, но тишина и покой. Найдите уютное место неподалеку - полянку, скамейку, да хотя бы бордюр тротуара с видом на нечто спокойное - зелень, играющих на площадке детей, резвящихся собак, и отправляйтесь перекусить туда.

5) Практические проблемы.

На работе. Частая жалоба, которую я слышу - я так вовлекаюсь в работу, что забываю поесть, а когда прихожу в себя, чувство голода настолько сильное, что я ем что попало, переедаю и мучаюсь от болей в желудке.
Особенно этим страдают те. кто, казалось бы, находится в самых что ни на есть комфортных в отношении еды условиях - работающие дома. Я работаю не дома, вернее, не только дома, я работаю везде, в том числе в транспорте и в кровати перед сном. И мне эта проблема знакома как никому.

Решение, как обычно, оказывается очень простым: обязательно приготовьте себе еды рано утром, перед тем, как начать. Сложите ее в контейнер. И положите на рабочий стол.

Нет, не относите ее на кухню - там вы ее забудете. Положите на стол, рядом с компьютером. Тогда в нужный момент вы сможете сказать себе - всего небольшая пауза, и я вернусь - и сразу же приступить к еде.

В социальных ситуациях. Тоже весьма типичная проблема. Вы договорились поужинать с другом или подругой, у вас свидание или семейный обед. До него еще целых два часа, но есть вы хотите уже сейчас! Поесть прямо сейчас означает не смочь насладиться трапезой вместе с друзьями или близкими. Не поесть - означает прийти на место встречи на подгибающихся от голода ногах и метать все без разбора, закончив ужин с ощущением, что вы съели средних размеров бегемота, фаршированного динамитом, и он готовится взорваться у вас внутри.

Возвращаемся к основам - есть, как только вы почувствовали голод. То есть - сейчас. Что именно сейчас насытит вас лучше всего, отвлекаясь от дивных стейков в том ресторане. куда вы отправитесь через два часа? Ага, в холодильнике притулились остатки мясного салата (вчерашней пасты, запеканки...). И именно о них вы мечтали по дороге с работы? Отлично - доставайте. Только кладите себе не свою обычную порцию, а примерно ее треть или даже четверть. Ешьте до тех пор, пока вы лишь слегка не утолите голод, срежете самую верхушку, так сказать. Этого достаточно, чтобы прожить два часа, и в ресторан вы войдете достаточно голодной, чтобы съесть то, что вам захочется.

Этот прием называется "манипулирование голодом" и может использоваться, когда бы он вам ни понадобился. Если вкратце - делая выбор между социальной ситуацией и голодом прямо сейчас, вы принимаете решение. Либо ваш голод достаточно силен, чтобы поесть сейчас, и тогда в социальной ситуации вы будете обходиться чашкой чаю и светской беседой, поскольку не успеете проголодаться. Этот выбор стоит делать, если ваш голод сейчас действительно силен. Либо вы принимаеет решение немного притупить голод небольшим количеством желанной для вас еды. Тогда у вас будет возможность насладиться едой и общением одновременно. Единственная вааш задача, делая любой выбор - остановиться, как только вы насытились, в основной прием пищи.

Дома. Самая звонкая и музыкальная тема - как же я буду есть что и когда захочу, если "в нашей семье принято есть всем вместе". Последнее произносится обычно с плохо скрываемой гордостью, будто это какое-то невероятное достижение. Начинаем разбираться - выясняется разное. Другие члены семьи выражают недовольство, если я ем отдельно. Мне тревожно, что, если я отложу свою еду на более поздний срок, то дети и муж съедят все и я останусь голодной. Мне трудно удержаться, если все едят, а я - нет.

Спросите себя, почему вы собираетесь за столом каждый вечер все вместе, и почему это важно для вас. Вряд ли вас объединяет именно еда, общение - вот что находится в центре. Вам ничто не мешает насладиться общением со своей семьей, даже без тарелки, доверху заполненной едой. Вы можете поесть раньше, если испытываете голод. Вы можете положить себе обычную порцию, и отложить ее на потом. если все еще не голодны. Все это не мешает разделить с вашей семьей беседу о том, как прошел день. Если же для вас семейная трапеза очень важна, подумайте вот о чем. Со временем, по мере того, как ваш опыт "настроенного едока" будет возрастать, вы сможете более точно предугадывать момент, когда проголодаетесь. Уже за час-два малозаметные телесные сигналы скажут вам - ты захочешь есть тогда-то. И если это не совпадает с вашим расписанием жизни, немного фруктов или крошечный бутербродик позволят вам без труда "отложить голод". Признаюсь, что сама использую этот способ - выезжая с работы, я всегда голодна, и поэтому съедаю небольшое яблоко или ломтик хлеба с сыром, что позволяет мне поужинать через час-полтора.

Есть и другой нюанс. Способность есть отдельно от своей семьи, по своему хотенью, усиливает ощущение личной автономии. И если в отношениях с мужем, родителями, взрослыми детьми, тема вашей автономии является болезненной и не решенной (вы - "человек без свойств", без личных потребностей, вы не имеете права хотеть), то ваше желание есть тогда, когда это неоьходимо вам, вызовет сопротивление другой стороны.

Очень важно понимать, что чем чаще и точнее вы отвечаете на призывы вашего тела о еде, тем быстрее вы нарабатываеет необходимый для восстановления нормального поведения опыт.

Следующие горстки "камушков" - трудности с подбором "идеального сочетания", то есть именно той пищи, которую я сейчас хочу съесть, и проблемы с тем, чтобы остановиться, насытившись.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Продолжается набор в группу «Осознанное питание» в Центре IntueaT. Успейте записаться на этот курс! Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить свой пищевой опыт; • насыщаться меньшим количеством еды…

Comments

( 150 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
merry_lawyer
Aug. 10th, 2012 01:20 pm (UTC)
спасибо! про подбор и остановку тоже очень важно, буду ждать
annsh
Aug. 10th, 2012 01:22 pm (UTC)
Спасибо большое. Очень интересно было прочитать. Нашла ответы на многие вопросы:)
Еще хочу спросить: мне только кажется, или чувство голода - дрессируется? Если мой организм привык, что его кормят обедом, допустим, в час дня, то и голодной я становлюсь именно к часу дня? Или это самообман такой?
И еще - вроде вот хочется есть, огляделась, под рукой ничего подходящего нет, прислушалась к себе - а есть-то уже не хочется. Что это было? Ненастоящий голод?
svetlyachok
Aug. 10th, 2012 01:27 pm (UTC)
да, организм привыкает испытывать голод в определенные часы. другое дело, что мы начинаем это эксплуатировать в духе "обед в час и точка!", а тело - существо тонкое и не очень организованное, может захочеть в 1.15:)

второе - я зову это "призраки голода". когда привыкаешь переедать, а потом отвыкаешь, такое случается часто. раньше просто на многие стимулы мы реагировали однозначно - пихали еду. а теперь - нет.
maryacha
Aug. 10th, 2012 01:30 pm (UTC)
А что можно сделать с неумением останавливаться? Сколько ни пробовала - не могу! Хожу и думаю только о еде, время течет невыносимо. И так до тех пор, пока не наемся до состояния "Это явно было лишним".
У меня нет сейчас лишнего веса, совсем, но это до тех пор, пока я кормлю. Но ведь ГВ рано или поздно закончится...
svetlyachok
Aug. 10th, 2012 01:37 pm (UTC)
это в следующем посте, места и сил не хватило:)
(no subject) - maryacha - Aug. 10th, 2012 01:46 pm (UTC) - Expand
kusudama
Aug. 10th, 2012 01:31 pm (UTC)
Спасибо Вам за Ваши тексты, многое проясняется.
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:19 am (UTC)
на здоровье!
nasse
Aug. 10th, 2012 01:39 pm (UTC)
Почему-то тот факт, что еду готовила я, и сам по себе процесс готовки начисто отшибает мне аппетит. Хотя объективно все нормально.
stoshagownozad
Aug. 10th, 2012 03:47 pm (UTC)
вот отбивает не скажу... но вкус и запах совсем другие. когда матушка делает овощной салат - он ПАХНЕТ!!!!!!!! когда я делаю - не пахнет. для меня. и так вся еда вообще.
притом у других спрашиваю - им пахнет, им вкусно...

а мне чужое приготовленное всегда гораздо вкуснее, да:)
(no subject) - elpervushina - Aug. 10th, 2012 07:43 pm (UTC) - Expand
что-то слышится родное - svetlyachok - Aug. 11th, 2012 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Aug. 11th, 2012 08:07 am (UTC) - Expand
izabella76
Aug. 10th, 2012 01:45 pm (UTC)
вот читаю пост и вспоминаю вчерашнюю ситуацию.
мне надо было в город по делам, дома я еще не была голодна. приехала, сделала дела и поняла, что я голодная, пошла в столовую, а там такой облом-она закрыта на ремонт(( я так расстроилась.
рядом пельменная, ладно думаю, зайду посмотрю, что там, вдруг мне захочется? зашла, а там так неуютно и водкой пахнет-вышла.
и думаю, ведь голодная, хочу есть...а на улице тоже есть не люблю.
шла-шла, дошла до маленького рынка и там продают пирожки и мне захотелось пирожка-купила. откусываю и понимаю, что это отвратительно, это невкусно, это очень жирно (жаренный в масле). еще раз откусила прислушиваясь к своим ощущениям и еще раз, а потом поняла, что с меня хватит-я наелась этой дряни и выбросила. и меня этот факт удивляет до глубины души-чтобы я выбросила пирожок с капустой, свой любимый, да не может быть!!!

и кстати, очень часто стала оставлять еду в тарелке-ну наелась. раньше такое было просто не представить, как ну как можно оставить еду в тарелке, нас же так приучали доедать все, что в тарелке.
да и не в тарелке что, тоже научилась оставлять, типа ешь печенье и понимаешь, что уже все наелась и ведь оставляешь. потом или выкидываешь или доедаешь.
и все это-ура товарищи)))))
volkosruka
Aug. 10th, 2012 02:09 pm (UTC)
Когда мы взяли кошку, она рылась в мусорке и ела всякую дрянь. У меня сложилось ощущение, что люди, у которых она жила до нас, вообще не знали, что кошку нужно кормить. А ей тогда было всего полтора месяца. До сих пор поражаюсь, как за такое короткое время кошка успела так наголодаться. Потом, она, наоборот, стала "анорексичить": ела слишком мало и могла не есть сутками, при том, что еда была. Со временем ее режим питания выровнялся. Уж если кошки так реагируют, то что говорить о людях.
Спасибо за пост. Я о многих вещах в нем озвученных даже не задумывалась, а ведь это полезные вещи.
iamnotyourangel
Aug. 10th, 2012 10:25 pm (UTC)
и моя такая же была.
но там реально считали в семье, что "потрепит - не умрет" по отношению к малюсенькому котенку без кошки-мамы (((

рылась в помойке, есть в одной комнате с ней было невозможно - вырывала все из рук буквально, с рычанием тащила еду из тарелок.
и до года почти нельзя было оставить ее одну с едой, потому что любой запас на день вперед съедала тут же. начинало рвать об переедания. и тут же возвращалась к миске, чтобы съесть еще.

вот такие ужасы )
livejournal
Aug. 10th, 2012 02:20 pm (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
oksani
Aug. 10th, 2012 03:06 pm (UTC)
Про семью мне все равно не понятно. Особенно потому что дети маленькие, и как устроить что бы все ели когда голодны, что хотят, и не мешали друг другу, я вообще не понимаю.
lubash13
Aug. 10th, 2012 05:28 pm (UTC)
Да, маме только и придется делать, что постоянно готовить, потому что один хочет одного, другой другого. Все время кого-то кормить, если семья большая. Ужас.
(no subject) - oksani - Aug. 10th, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubash13 - Aug. 10th, 2012 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elpervushina - Aug. 10th, 2012 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Aug. 10th, 2012 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cat_tie - Aug. 10th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - can_tata - Aug. 10th, 2012 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 11th, 2012 09:26 am (UTC) - Expand
menggan
Aug. 10th, 2012 03:20 pm (UTC)
У меня такая ситуация - люблю что-то себе приготовить и съесть, так что завтраки и ужины очень нравятся, а вот к ссобойке и разогретой еде испытываю чуть ли не ужас (не знаю, может и из детства, когда надо было неделю разогревать один и тот же суп с замерзшим на поверхности жиром), если приготовила слишком много и разделила на два приема, второй поставила в холодильник - с большой вероятностью через пару дней выброшу (за выброшенную еду тоже чувствую вину). Соответственно днем в городе и на работе не могу есть что-то сложнее творога с фруктами... Как мне это поменять? С чего начать?
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:09 am (UTC)
начните с расширения диапазона потихоньку. что еще я могу есть, взяв с собой, не испытывая ужаса и отвращения? фрукты - отлично, а овощи? творог - замечательно, а йогурт, домашний сыр, молодой сыр? вот уже и салат из овощей с козьим сыром получился. а там недалеко и до куска куриного или рыбного филе с собой:)
(no subject) - menggan - Aug. 11th, 2012 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koshhko - Aug. 12th, 2012 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - menggan - Aug. 12th, 2012 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - koshhko - Aug. 12th, 2012 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - lana_lana_lana - Aug. 20th, 2012 06:15 pm (UTC) - Expand
merienn
Aug. 10th, 2012 03:37 pm (UTC)
Спасибо большое за статьи, если будет время - есть очень важный вопрос, на мой взгляд: что делать родителю пухлого ребенка, если надо соблюдать диету по состоянию здоровья?
Ведь обойтись без ограничений в этом случае невозможно.
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:07 am (UTC)
думаю, давать свободу в пределах возможного. что за состояние здоровья, по которому необходимо соблюдать диету - язва, диабет?
(no subject) - merienn - Aug. 11th, 2012 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 11th, 2012 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - merienn - Aug. 11th, 2012 11:37 am (UTC) - Expand
sunny_30
Aug. 10th, 2012 03:49 pm (UTC)
спасибо! просто от чтения ваших постов в моей голове что-то меняется, возникают интересные размышления. А еще было бы интересно увидеть ваш пищевой день в фото, с описанием обстоятельств и мыслей, которые помогают вам понять, что вы хотите. Извините за наглость, если что..))
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:06 am (UTC)
не задумывалась об этом (про пищевой день), но я попробую:)))

для такого опыта лучше взять начинающего, когда это еще не сильно автоматизировано.
alenk_a
Aug. 10th, 2012 05:15 pm (UTC)
да, всё точно. я с детства ношу с собой домашнюю еду и ем в общественных местах, но мне всегда стыдно( меня дразнили в школе и институте, изредка делали замечания на улицах, но я все равно беру с собой еду. голода всегда боялась, так как начинает болеть желудок. потому при первых признаках голода начинала есть.
единственный момент - очень не люблю есть стоя, особенно в каком-нибудь коридоре (на занятиях в музее и на лекциях в вузе есть и пить запрещено). выйти куда-либо обычно нет времени. только после занятия, прямо на лекции не поешь. но три часа потерпеть я могу, хотя мне и не нравится.
и вот ещё неприятная штука - я не люблю бутерброды и фрукты. мне вкусна горячая свежая еда и салаты. с собой в музей горячую котлету не возьмёшь :) может, есть какие-то мини-термосы удобной формы? я не видела. выход нашла такой - если совсем нечего есть, куплю кефир и банан - но это очень скучно :)
а перекусить перед "большой едой" - до этого я дошла сама, очень удобно, но порой трудно остановиться :) тело помнит многолетние детские жуткие переживания по поводу "все вокруг едят вкусное, а мне дадут только крошечный кусочек".
oksani
Aug. 10th, 2012 05:30 pm (UTC)
(no subject) - alenk_a - Aug. 10th, 2012 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - busybackson - Aug. 11th, 2012 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - shin1 - Aug. 11th, 2012 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4y_4um - Aug. 21st, 2012 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jankajanka - Aug. 31st, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alenk_a - Sep. 4th, 2012 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - julija - Aug. 11th, 2012 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - xalya - Aug. 10th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xalya - Aug. 10th, 2012 06:41 pm (UTC) - Expand
fitulk_a
Aug. 10th, 2012 06:20 pm (UTC)
прочитала и поняла с тоской, что все это не про меня: дома есть одна не стремаюсь, на работе не стесняюсь, часто в обед хожу в парк и там нагло на скамейке закусываю, на работе жую как только приспичит.

но это ни капли не помогает:(
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:04 am (UTC)
начните с начала. с первого поста. мы подробно, с упражнениями, разбирали, как понять, в каком месте пишевое поведение нарушено. нет ничего неочевидного обычно.
simffonia
Aug. 10th, 2012 07:36 pm (UTC)
А я преподаватель и прямо посреди первой пары позавтракать не могу. И в первую перемену - 15 минут - тоже не успею. Она забита кучей огранизационных вопросов по самое немогу. Остаётся обеденная перемена в 12 часов дня уже... А утром есть не хочется.
А там самое интересное на обеде - вечное шуткование коллег насчёт того, что я ношу еду с собой. А я диетами или здоровым образом жизни загнана - мне калорийный обед просто не съесть даже на треть, я потом болею и до следующего дня есть не могу. У меня гречка, курица в виде грудки, всё такое ненаваристое :-) Я им аппетит порчу своей силой воли. Хотя я давно уже силы воли не прикладываю, чтобы есть простые продукты.
12 лет назад я на 45 кг похудела и 30 из них ещё держу.
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:03 am (UTC)
почему не можете? вы преподаватель, ваше право устроить пятиминутный перерыв в середине пары, нет?

наши "не могу" очень часто на поверку оказываются "не принято", "неудобно", "неловко"...
(no subject) - alenk_a - Aug. 11th, 2012 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 11th, 2012 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alenk_a - Aug. 11th, 2012 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ululena - Aug. 12th, 2012 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alenk_a - Aug. 12th, 2012 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simffonia - Aug. 13th, 2012 06:56 am (UTC) - Expand
elpervushina
Aug. 10th, 2012 07:36 pm (UTC)
Когда я хочу есть "на людях" (например в транспорте, или просто когда иду по улице)и мне приходит в голову мысль: "А что обо мне подумают?" я себе отвечаю: "Подумают, например, что у меня диабет, и мне это нужно".
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 09:02 am (UTC)
правильные мысли:)
(no subject) - Дарья Карамышева - Dec. 30th, 2013 06:09 am (UTC) - Expand
kuzulka
Aug. 10th, 2012 08:58 pm (UTC)
У меня вопрос, возможно глупый: если я ем по чувству голода и то, что мне бы хотелось, я съезжаю на 700 ккал в сутки с уклоном в белки. И примерно раз в 10 дней меня "разрывает" на сладкое - шоколад, мороженое, причем я не могу остановиться и ем, пока все сладкое в зоне досягаемости не закончится. И опять на 700 ккал в день. Мне кажется, это неполезно. То есть я считаю калории и стараюсь есть по часам, настоящее чувство голода я испытываю один раз в день - утром. Что правильнее - есть, когда хочется и недобирать калорий, или считать их и стараться съедать свою суточную норму?
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 08:50 am (UTC)
правильнее - как можно скорее прекратить считать калории и ориентироваться на цифры. это и есть диетическое мышление.

вы не можете есть то, что вы хотите, пока вы "держитесь в коридоре" и считаете калории.

также вынуждена рекомендовать начать читать эти статьи с самого начала. всего их 13. я подробно рассказываю о недиетическом подходе и о том, почему диеты не работают.

ваша ситуация - классический пример чередования ограничений и срывов.
ulitki_speshat
Aug. 11th, 2012 02:45 am (UTC)
скажите, пожалуйста, а как быть ,если моя дочка ей всего 4 года, все время хочет есть, но не мной приготовленную еду, а например, все сладкое. То есть она гвоорит: хочу есть,
я отвечаю, что хочешь: салат, капусту с курицей? картошку7
она: нет что-нибудь сладенькое...
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 07:51 am (UTC)
ну так вы исходите из постулата, что "сладкое - это не еда".

предложите ребенку большой выбор сладкого. сладкие фрукты, сухофрукты, мед, варенье, выпечку - и пусть себе ест, в чем проблема? моей единственной заботой в этом случае был бы состав продуктов, чтобы не кормить уж очевидной химией.
(no subject) - chardis - Aug. 27th, 2012 03:02 pm (UTC) - Expand
julija
Aug. 11th, 2012 07:32 am (UTC)
большое спасибо за статьи. читаю вдумчиво и почти что конспектирую.
скажите, разбирали ли вы уже вопрос "семейных правил"? навроде "какой обед без супа?", "суп - это только для обеда, на ужин его не едят", "капуста (салат, морковь, редис) - это только для зайцев", "гречку едят только с молоком, а не как гарнир" и многие прочие примеры.
не знаю с какой стороны к этой проблеме подойти.
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 07:44 am (UTC)
а в чем конкретно проблема?
(no subject) - julija - Aug. 11th, 2012 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 11th, 2012 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - bess_burns - Aug. 11th, 2012 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 25th, 2012 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - bess_burns - Sep. 2nd, 2012 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grayratwithtail - Nov. 7th, 2015 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - julija - Aug. 12th, 2012 01:58 pm (UTC) - Expand
shin1
Aug. 11th, 2012 11:34 am (UTC)
я не могу есть из контейнеров, не люблю носить с собой еду и уносить пустые контейнеры.
на этом месте работы питание не организовано, и я мучаюсь с этими контейнерными проблемами
svetlyachok
Aug. 11th, 2012 11:38 am (UTC)
Лен, вы же понимаете, что это про личный выбор.
(no subject) - shin1 - Aug. 11th, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
seryoznaya
Aug. 11th, 2012 01:04 pm (UTC)
Читая этот текст, словила инсайт. Касающийся моего поведения в целом, в том числе - на тему питания-похудения. В моей родительской семье меня постоянно и многообразно стыдили за "неправильное" поведение, но практически никогда не заставляли его исправлять. Например, типичная ситуация, для многих кажущаяся нереалистичной и даже анекдотичной: семилетняя или около того я смотрю мультик, а отцу кажется, что я в это время могла бы делать что-то полезное (конкретика мне неизвестна и не факт, что она существует). Ну чего, казалось бы проще: выключи телевизор, предложи ребенку другую деятельность, которая кажется полезной или же дай спокойно досмотреть и отложи "полезное" на потом. Нет: мультик продолжался (длинный мультик), но при этом на протяжении его, без пауз, мне читается долгая лекция на тему, какая я плохая, ленивая, прям как герои этого мультика и какое будущее в связи с этим меня ждет - самое ужасное, разумеется.
С питанием было то же самое - постоянно стыдили за то, что я такая толстая, попрекали каждым лишним съеденным куском, но при этом никогда не ограничивали мое питание, есть я могла что угодно и сколько угодно, до чего могла дотянуться.
В связи с этим я всю жизнь живу так: могу и отстоять себя, и делать так, как мне нужно, поплевывая на общественное мнение, но все это - с постоянным ощущением вины и стыда.
Как с этим быть, можно ли что-то сделать без терапевта, самостоятельно? Если нельзя, то хотя бы скажите, что тут может сделать терапевт? Осознание, что откуда взялось, вроде как есть, но легче от этого не становится.
svetlyachok
Aug. 25th, 2012 11:30 am (UTC)
терапевт поможет вам вернуться в этот период жизни и пережить его заново, осознав свои чувства в адрес родителей, расставив акценты, возможно - поняв и простив, возможно - приняв решение быть вместо них хорошим родителем самому себе. задача терапевта - чтобы это перестало определять вашу жизнь как устойчивый паттерн поведения.
(Deleted comment)
alenk_a
Aug. 11th, 2012 03:24 pm (UTC)
по-моему, с сэндвичами в Москве тоже принято так делать. выбор, правда, не везде прекрасен :) а вот салат на лавочке вилкой поесть - уже экзотика.
а на пляжах всего мира по-моему, только и делают, что едят. везде, где довелось бывать. на наших тоже.
(no subject) - adesigna - Aug. 18th, 2012 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 23rd, 2012 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - adesigna - Aug. 23rd, 2012 10:01 am (UTC) - Expand
dackii
Aug. 11th, 2012 10:44 pm (UTC)
есть еще такая практическая проблема как лень :). Надо специально готовить еду (чтобы есть за работой), искать места (чтобы есть отдельно), брать еду с собой и т.д. Если б мог себя заставлять - то, наверное, и на диете бы похудел :). А так - слишком заморочено получается.
ululena
Aug. 12th, 2012 01:33 pm (UTC)
Двум своим знакомым, которые не просто имеют лишние килограммы, но ещё и жалуются на них (килограммы) постоянно, я дала ссылку на эти посты Светланы. Так одна сказала: "Мне лень читать - там очень много", а другая (которой я вкратце рассказала идею: слушать себя и есть тогда, когда хочешь есть, и то, что хочешь есть) ответила: "Ой, ну это же так скучно - каждый раз однообразно спрашивать себя, чего я хочу..."
Первая планирует для похудения пойти в тренажёрный зал, вторая - нашла какую-то новую диету.
В общем, каждому - своё :)
(no subject) - dackii - Aug. 12th, 2012 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ululena - Aug. 12th, 2012 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 25th, 2012 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - ululena - Aug. 27th, 2012 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Aug. 25th, 2012 11:31 am (UTC) - Expand
eshakhmetova
Aug. 12th, 2012 08:51 am (UTC)
*Восторг, радость, слезы радости. "Спасибо, доктор, я все поняла!"))

А если серьезно, я внимательно читаю Ваши статьи, Света. Продумываю, возвращаюсь к ним. Вот сейчас завела пищевой дневник) Потому что как то срыв пошел) И стала руководствоваться в жизни и питании тем, что Вы пишете.
svetlyachok
Aug. 25th, 2012 11:33 am (UTC)
желаю, чтобы все получалось:)

вопросы - задавайте, отвесаю медленно, но отвечаю.
velori
Aug. 12th, 2012 10:18 pm (UTC)
Спасибо за статью.
Поняла почему меня так жутко бесит, когда в гостях у старшего поколения моему ребенку и мне не дают "хватать" до того, как состоится всесемейный обед
И я и он прекрасно чувствуем, кога уже достаточно голодны,а нас пытаются дотянуть по времени до "полноценной еды" в угоду ритуалу совместной трапезы.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 150 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono