?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Этот пост является очередным из цикла "Про питание. Психология переедания". Весь цикл можно прочитать здесь. Вы можете задавать любые вопросы по ходу выполнения упражнения и применения техник при условии, что вы прочитали все тексты по ссылке. Использовать одно-два упражнения или техники вне целостного контекста работы над собой может быть не только нерезультативно, но и небезопасно. Будьте бережны к себе. Публикация этих материалов не имеет никакой коммерческой цели, все материалы могут перепечатываться и распространяться свободно при условии ссылки на авторский журнал.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Занимаясь настройкой питания, мы разбирали препятствия, встречающиеся на пути мужественных людей, избравших недиетический подход. Сы говорили о голоде и стыде, о сопротивлении тому, чтобды давать телу то, что оно просит в данный момент, воспитанном годами и десятилетиями отказов и игнорирования телесных потребностей. Говорили о легализации запретного и "синдроме мустого холодильника" - обо всем, что так мешает нам расслабиться, услышать потребности тела и дать ему возможность отыскать собственный баланс, избавившись от ненужных килограммов.

Потом мы немного поговорили о тревоге - наиболее частой, как показывает практика, причине "заедания", и, в итоге, переедания.

Перед нами последний, самый "музыкальный" раздел, последняя, самая мучительная кучка камушков - и не камушков вовсе, наверное, а целых булыжников, политых потом, кровь и слезами тех, кто когда-либо пробовал всерьез похудеть. Эту группу проблем называют по-разному, но суть ее всегда одна: "Помогите! Я не могу перестать жрать! Я не могу остановиться!".

Об этот булыжник разбилось немало надежд, подкрепленных новой, скачанной из интернета, вычитанной в свежекупленной книге или журнале или позаимствованной у подруги, диетой. Этот механизм мы уже неоднократно разбирали - ограничения истощают и физическм, и ментально, запретные продукты становятся чрезвычайно желанными, и наконец сознание выискивает лазейку - ну хоть один кусочек, от него ведь не случится ничего страшного... Однако многие замечают, что и вне суровых диетических тисков с ними происходит то же самое - начав есть, не могу остановиться, даже, когда точно знаю, что уже сыт, продлджаю есть, пока тарелка не опустеет, пакет не закончится, а когда это происходит, с ужасом понимаю, что, во-первых, только что опустошил целый пакет конфет (тарелку картошки фри, упаковку чипсов), а во-вторых, если бы пакет или тарелка не закончились, я бы продолжал есть и есть...

Так что же мешает нам остановиться?



Нет, это не отсутствие силы воли, как вам множество раз говорили и еще не раз скажут. Сила воли тут ни при чем. Остановиться, когда ты сыт - это решение, которое мы принимаем. Ровно такое же, как решение, какие именно туфли купить, на какой фильм пойти и чему посвятить свободный день.

Вы не предпочли красные туфли синим ценой невероятных волевых усилий, вы - правильно! - сопоставляли информацию о цене, необходимости этих туфель в вашем гардеробе именно сейчас, сочетаемости их с вашей одеждой, и, наконец, вы учитывали эмоциональные составляющие - а нравятся ли они вам, собственно? Возможно, вы пытались отговорить себя покупать эти самые туфли именно сейчас. И возможно, именно поняв, что покупать их не стоит, вы вдруг разозлились и решили - какого черта, имею я, в конце концов, право на красные туфли, и купили их, объяснив ссебе и окружающим свои действия неземными качествами туфель и огромной на них скидкой.

Если вы думаете, что назойливая мысль: "Прекрати жрать немедленно, жирная корова!" - это про принятие решения остановиться и перестать есть, то вы ошибаетесь. Это - не решение, это - запрет. И если вы - человек, страдающий компульсивным перееданием, даже очень мягкий запрет, в виде рекомендованной лучшими диетологами порции определенного размера, будь то количество калорий, граммы, унции или кулаки, будет восприниматься вами как нечто рестриктивное, ограничивающее. Для вас это будет запрет, который невыносимым ярмом ляжет на вашу душу, потому что люди. страдающие компульсивным перееданием, гиперчувствительны к любым ограничениям.

Здесь я хочу остановиться, чтобы пояснить разницу между запретом и принятием решения. Есть масса людей, которые эту разницу с трудом улавливаюь. Между тем, все очень просто: решение есть там, где есть личный выбор человека. Решение - продукт наших внутренних процессов. Запрет - вещь всегда внешняя, порождение комментариев и мнений окружающих и наших чувств по этому поводу. И еще один немаловажный момент: решение - про взятие на себя отвественности. Запрет - это контроль. Принимая решение, я принимаю его последствия, как позитивные, так и негативные, выбирая запрет, я пытаюсь избежать неприятных последствий и необходимости их принятия.

Принятие решения о том, чтобы остановиться, как и решение о покупке туфель, содержит массу различной информации, только информация эта не может быть выражена в виде сухих цифр. Это набор ощущений от наполненного желудка, уровень удовлетворенности съеденным, а также знание о том, хотите ли вы повторить этот гастрономический опыт, и есть ли у вас такая возможность. Именно поэтому многие люди испытывают огромные трудности, пытаясь ограничить себя в еде во время отпуска, проводимого в другой стране. Другой, возможно - уникальный, пищевой опыт не дает нам остановиться, даже, когда мы уже давно сыты, нашептывая - ешь, ешь, когда еще придется попробовать такую вкусноту?

Ключевым моментом, необходимым, чтобы остановиться тогда, когда ты уже наелся, а не тогда, когда опустеет тарелка, пакет или коробка, являются физические ощущения сытости, т.е. те ощущения, которые дает нам наполненный желудок. Не ощущая их в полной мере, остановиться, насытившись, просто невозможно. Феномен, который мои клиенты, страдающие компульсивным перееданием, называют "не могу остановиться", я называю - "еда после насыщения". Физиологическое насыщение наступило, но его сигналы мы оказываемся не в состоянии распознать. Почему так происходит, мы сейчас и разберем.

Очень часто, работая с пациентами с лишним весом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда сигналы "сытого тела" не воспринимаются либо не распознаются человеком. Аналогичный феномен наблюдается при тяжелой клинической депрессии: человек спит, но утрачивает так называемое "чувство сна", в результате чего ему кажется, что он всю ночь глаз не смокнул, и чувствует он себя соответственно. В нашем случае человек ест, не получая вовремя сигналов сытости, и останавливаясь только вынужденно, фактически - оставаясь несытым, не пережившим ощущения удовлетворения от съеденного. Сигналы сытости обеспечиваются проприоцепцией, "мышечным чувством" - совокупностью ощущений от положения и движения собственного тела.И здесь есть еще одна ловугка: проприоцепция у человека тем хуже, чем меньге он двигается, она развивается в движении. Значит чем меньше я двигаюсь, тем хуже улавливаю собственные сигналы сытостиЮ тем больше шансов переесть. Еще один аргумент в пользу важного положения нашей концепции: для регуляции веса необходимо движение, любое осознанное двиэение, а не какие-то конкретные программы упражнений или спортивные снаряды.

Продолжают есть после насыщения даже те, кому вполне успешно удается освоить стратегии работы с другими "камушками", те, кто успешно идентифицирует признаки голода и находит хорошие пищевые сочетания. Это вполне естественно.

С чего начать.

Давайте разберем самые базовые стратегии, навыки, которые нам понадобятся для начала.
С чего начать работу с этой проблемой?

С того, чтобы, во-первых, хорошенько представить себе, сколько вот этой конкретной пищи понадобиться, чтобы насытиться.
Допустим, вы едите на завтрак омлет с сыром. Сколько омлета вам нужно, как вы думаете? Пару ложек? Полтарелки? Вся сковородка?
Вы планируете перекусить до обеда, и идея бутерброда кажется вам вполне привлекательной. Какой это будет бутерброд? Полноценный двойной сэндвич, простой тост с сыром или канапэ размером с младенческую ладошку?

Во-вторых, какое ощущение будет в вашем желудке не сразу после еды, а минут через 15-20, после того, как вы съедите тот объем, который, по-вашему мнению достаточен? Не поскупитесь потратить время и представить себе это ощущение - это очень важно!

И третье, не менее важное. Очень полезно также, переедая, и понимая, что вы переели, фиксировать те физические ощущения, которые при этом возникают. Это тот самый лимонад, который вы можете выжать из кислых лимонов, согласно широко распиаренной бизнес-тренингами метафоре. Если вы все равно уже переели - скажите себе: "Отлично, будем наблюдать и фиксировать, что со мной происходит, когда я переем", Отнеситесь к этому, как к эксперименту в вашей личной лаборатории - это куда полезнее, чем ругать себя за содеянное. Отметьте, какие ощущения в желудке возникли- тяжесть, боль, ощущение переполненности и растянутости, тошнота? Как чувствует себя тело в целом - сонливость, слабость, а может быть, наоборот, прилив энергии и потмо упадок сил?

Напомните себе, что чем раньше вы остановитесь, чем раньше проголодаетесь - и это прекрасно, потому что снова можно будет есть.

Это - начальные стратегии, которые нужно освоить прежде, чем вы перейдете на следующий, более глубокий уровень анализа проблемы.

Что же мешает нам остановиться?

Техника паузы

Огромное большинство людей, пробовавших нашу методику, сообщали, что гораздо легче идентифицировать признаки голода и найти подходящее пищевое сочетание, чем вовремя остановиться. Спросите себя, почему так?

Возможно, фокус вашего внимания сейчас находится не на еде, а где-то еще - вы читаете книгу, смотрите фильм, или болтаете с подругой. Здесь решение лежит на поверхности - сместите фокус на еду, иначе остановиться вовремя будет сложно.

Возможно, еда на вашей тарелке настолько вкусная, что вы просто не можете удержаться. Здесь пригодится техника паузы. Отложите ваш столовый прибор на пару минут с осознанием, что вы полностью вправе в любой момент вернуться к еде, если захотите, доесть все до последней крошки и даже положить добавки. Отвлекитесь от еды, встаньте из-за стола, подойдите к окну (только, ради Бога, не к компьютеру!!!), погладьте собаку, разберите посудомойку... Неважно, что вы будете делать - достаточно привести тело в дивижение, пробудив тем самым спрятанные от вас ощущения сытости. Сосредоточьтесь на теле и ощущениях в желудке.

Что вы сейчас переживаете? Если вы ощущаете, что вам нужно использовать всю свою силу воли, чтобы удержаться - вовзращайтесь к еде со спокойной совестью. А возможно, вы обнаружите, что спокойно можете завершить еду.

Техника паузы используется во многих похудательных программах, и почти всегда акцент совершенно неправильно ставится на попытку контроля за перееданием. Нив коем случае не соскальзывайте туда! Мы делаем паузу не для того, чтобы непременно остановиться, а для того, чтобы получить возможность прислушаться, а не наелись ли мы уже случайно?

Обратите внимание на то, как едят маленькие дети - неважно, сосут ли они грудь, бутылку или их кормят с ложки кашей. Любой младенец ест МЕДЛЕННО. Настолько медленно, с нашей точки зрения, что нас это нередко выводит из себя. Любой младенец ОБЯЗАТЕЛЬНО делает перерывы в еде, когда кажется, что он уже закончил - а он всего-навсего ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, продолжать ли ему дальше или он уже наелся. И если кроха решит, что еще голоден, то он преспокойно продолжит, и попробуйте уговорить его закончить! Ну а уж если ребенок сыт... Думаю, нет такой матери, которая бы не предпринимала отчаянные попытки убедить ребенка съесть еще ложку или выпить еще один глоток, с каждоый минутой уьеждаясь в бессмысленностир жтого занятия...

Что произойдет, если вы будете достаточно часто практиковать технику паузы? Какое-то время вы продолжите есть после насыщения, но обнаружите, что еда уже не такая вкусная, если продолжать есть ее, насытившись. Вы научитесь раньше, чем обычно, отслеживать признаки физического дискомфорта, возникающего при переедании, и они помогут вам остановиться - физический дискомфорт станет сигналом больше не продолжать.

Клюевой момент в технике паузы - твердое знание о том, что мне можно продолжить есть. если я все еще хочу есть.

"Но если я не съем этого прямо сейчас"...

Триггером к перееданию часто является уникальный пищевой опыт. Поездка в экзотическую страну или поход в уникальный мишленовский ресторан, визит к знакомой - потрясающей кулинарке. Вы отдаете себе отчет, что повторить этот опыт удастся не скоро, и - вуаля! - не можете остановиться.

Ключевым переживанием здесь является уникальность. "Остановись, мгновение, ты прекрасно!". Переедая, я пытаюсь задержать прекрасный момент, зафиксировать необычный и очень приятный опыт. Возможное решение заключается в том, чтобы обеспечить себе возможность повторять этот уникальный опыт при любой возможности. Вы любите экзотическую тайскую кухню, но регулярные поездки в Таиланд несколько выходят за рамки вашего бюджета? Ищите в доступности хороший ресторан с тайской кухней, как правило, в крупном городе это не такая уж редкость.

Любопытно, что основной проблемой, которую приходится решать в случае, когда за переедание отвечает уникальность пищевого опыта, является хорошо нам знакомая проблема "позволить себе повторить" этот опыт. Очень часто я сталикваюсь с бессознательным убеждением, что уникальный опыт должен оставаться уникальным - даже если вожделенное блюдо назодится в ресторане в получае езды от дома, мы склонны "беречь уникальность" и ходить туда тоько в исключительных случаях. Как только удается убедить клиента, что ему действительно можно есть это блюдо в любой момент, когда захочется, пррблема переедания магическим образом исчезает. Увы, уникальность граничит с запретностью, как вы видите.

Техника разрушения границ

Моя клиентка Нина работает до 4 часов дня, как многие женщины в Голландии. Она возвращается домой раньше мужа, детей у них пока нет. В ожидании, пока муж вернется домой, она переодевается, забирается в заветный шкаф, где хранятся разные вкусные вещи, и достает пакет чипсов или соленых орешков. Каждый день она съедает этот пакет, просматривая новости или листая журнал. Она пробовала отказываться от этого "перекуса" во имя похудения, но каждый раз все упорно возвращалось на круги своя.

Нину приводил в отчаяние тот факт, что она не в состоянии регулировать свое пищевое поведение в отношении "чипсов после работы". Расстроившись, что она снова опустоишал весь пакет, хотя изначально планировала съесть всего несколько орешков, Нина по вечерам пускалась во все тяжкие и нередко объедалась сладостями, наутро приходя ко мне на прием совершенно подавленной и в слезах: "Я снова сорвалась, ничего не помогает...". Промучались мы таким манером изрядно, когда, наконец, я предложила ей поисследовать, почему эти заклятые чипсы для нее так важны - причем не пара чипсин, а непременно весь пакет. Я усомнилась, что человек, продвинувшийся в обалсти настройки питания, испытыавет потребность именно в 370 граммах чипсов ежедневно, ни больше и не меньше. Мы условились на эксперимент и на следующий день, вернувшись с работы, Нина открыла три пакета чипсов и высыпала их в большую салатницу.

Суть эксперименты сводилась к тому, чтобы, прислушиваясь к себе, установить, сколько чипсов ее тело требует именно сегодня. Эксперимент длился 14 дней, за время которых Нина установила, что очень часто ее тело требовало существенно меньше чипсов, чем целый пакет, а иногда больше. Разрешение есть сколько захочется и отсутствия границ в виде упаковок снизило психолоьгическое давление, которое она испытывала - и Нина смогла, наконец, ориентироваться на ощущение естественной сытости.

Вот поэтому упаковки, порции, размеры и граммы не приближают, а удаляют вас от цели - перестать переедать. В том случае, если вы держите в руках пакет или готовую порцию, контроль за количеством съеденного автоматически сдвигается на производителя упаковки или того, кто приготовил порцию. Раздвигая эти границы, вы берете отвественнсоть в свои руки - ваше тело решает, сколько вам нужно съесть, и оно - единственное, кто знает точный ответ на этот вопрос.

Если вы решитесь практиковать этот подход, необзодимо соблюдать ряд простых правил.

Во-первых, не допускайте, чтобы ваша любимая еда в доме закончилась. Шоколадки, печенье, сырные крекеры - то, чем вы склонны переедать, должно быть дома в достаточном количестве.

Это звучит парадоксально, но вы эскалируете проблему переедания не тогда, когда вы съедаете слишком много крекеров, а тогда. когда вы съедаете недостаточно. Именно этот опыт, дпыт депривации, ограничения, заставит вас переесть в следующий раз и приведет в отчаяние ощущением полной утраты контроля над ситуацией.

Покупайте много любимой еды, очень много. Сервируйте ее в очень больших блюдах или чашах, так, чтобы вы были не в состоянии подсчитать, сколько вы уже съели. И возьмите за правило напрлнять чашу каждыц раз, когда она пустеет хотя бы на две трети.

Да, первые пару раз вы, возможно, объедитесь до безобразия. Не страшно, вы делали это уже множество раз. Используйте это как опыт, помогающий вам зафиксировать, как себя чувствует тело при переедании. И отдавайте ему на откуп выбор того объема, который будет съеден сегодня.

При неукоснительном выполнении всех этих условий переедание любимыми конфетами сходит на нет в период от трех недель до трех месяцев.

Заглядывая глубже...

Кэрол Грэнник, один из известных специалистов в области не-диетического подхода, разработала методику визуализации, помогающую открыть бессознательные причины еды после насыщения. Вот описание этой техники.

Для начала, нацдите удобное спокойное помещение, сядьте поудобне и закройте глаза. Представьте себе, что вы смотрите видеосъемку самого последнего ммоента в вашей жизни, когда вы основательно переели. или любого, который всплывает в вашей голове прямо сейчас. Представьте себе, что вы оказались внутри этого момента и эжтой ситуации.

Вернитесь к началу вашего пищевого опыта и отметьте как мождно более точно, в какой момент наступит насыщение. Представьте, что вы не стали продолжать есть, а отложили вилку, ложку или пакет. Что при этом произошло? Какие мысли, какие чувства у вас возникают? Они, возможно и даже вероятно, вовсе не относятся к еде, а относятся к чему-то совершенно другому?

Выполняя эту визуализацию, Кира, одна из участниц нашей группы, обнаружила, что, остановившись сразу после насыщения, она сильно злится на своего босса. Рассказывая об этом, она упомянула о незначительном конфликте, возникшем у нее с начальником. Конфликт вроде бы быстро исчерпал себя и не отставил неприятных последствий, ни эмоциональных, ни реальных. Однако, исследя тот опыт, Кира обнаружила, что злилась на начальника потому, что в глубине души признавала его правоту в том вопросе, о котором они поспорили.

Кира отметила, что остановиться вовремя было очень комфортным для нее ощущением. Однако в реальности она переела, и сейчас она открыла, что в тот акет переедания содержался аспект аутоагрессии - она пыталась наказать себя за то, что не смогла признать свою неправоту перед начальником.

Я спросила Киру, может ли она отсыкать и расслышать внутри себя поддерживающий ее голос, и что он мог бы ей сказать. Она услышала голос своего терапевта (это была не я), который говорил ей, что всем бывает слодно признать свою ошибау вслух, что ничего приятного в этом нет, и совершенно нормально, что она почувствовала злость на босса, хотя на самом деле злилась на себя.

Мы договорились с Кирой и участниками группы, что каждыц раз, когда они ощущают утраты контроля над съеденным, оин буду пробоват пристально спраивать себя, "Что за чувства возникнут у меня, если я остановлюсь прямо сейчас?". Часто удается обнаружить, что акт переедания несет в себе функцию маскировки определенных переживаний, и что с возникшими эмоциями модно справиться ьбез помощи еды.

Этому и будет посвящена следующая часть этих текстов - как регулировать собственные эмоции без помощи еды. Заглядывайте, если вам по-прежнему интересно.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Заканчивается набор в первую группу «Осознанное питание» Светланы Бронниковой и Влада Бухтоярова! Успейте записаться на этот курс! Занятия начинаются 17 мая. Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить…

Comments

( 161 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ara_bublik
Jan. 25th, 2013 06:54 pm (UTC)
я сейчас все еще раз перечитаю...
но... когда начинаешь есть... перестаешь себя контролировать.
я мильен раз говорила себе - ок. жуем 30 раз каждый кусочек...
но... как то эти желания растворяются под натиском реальности...



пойду еще раз читать...
ну где то же должен быть ответ КАК остановится, когда это кажется таким не нужным...


и про методику визуализации...
я часто спрашиваю себя - может стоит остановиться?

и понимаю, да, я уже сыта6 и это будет ПРВИЛЬНО остановиться сейчас,
но потом думаю - как же хорошо... и зачем останавливаться?, зачем жить, если не ради этого чувства...((((

Edited at 2013-01-25 06:58 pm (UTC)
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 06:59 pm (UTC)
я бы вот тут и копалась: "зачем жить, если не ради этого чувства". явно же есть зачем. а предпочитаете - ради этого чувства. ройте тут, ну хотя бы попробуйте.
(no subject) - ara_bublik - Jan. 31st, 2013 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cat_tie - Feb. 2nd, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fair_lady - Aug. 15th, 2014 01:57 pm (UTC) - Expand
nika_jaan
Jan. 25th, 2013 07:11 pm (UTC)
очень-очень нравится Ваша идея всё время иметь дома любимую еду. Сама интуитивно пришла к тому же - покупала много-много мороженого и забивала им морозилку, и много халвы в шоколаде. Мороженое надоело довольно быстро, а халву до сих пор ем с удовольствием, каждый день почти - но понемногу :)

интересно - а с алкоголем подобный номер прокатит?
если у человека нет алкоголизма, но отношение похожее - не может остановиться если уж начал, есть внутренний запрет на алкоголь, но в том же время тянет нарушить запрет...
если всегда иметь в доме алкоголь (скажем, ящик вина купить и поставить) - то сначала человек упьется этим вином, а потом успокоится? :)
clement
Jan. 25th, 2013 07:36 pm (UTC)
Боюсь, что с алкоголём, табаком, наркотиками и пр. этот номер не пройдёт, т.к. может возникнуть физическая/психологическая зависимость.
(no subject) - nika_jaan - Jan. 25th, 2013 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tonyaoren - Jan. 26th, 2013 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsianka_selma - Feb. 23rd, 2013 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Feb. 23rd, 2013 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 06:59 pm (UTC) - Expand
joy_of_life
Jan. 25th, 2013 07:22 pm (UTC)
Спасибо, что делитесь!
shapira
Jan. 25th, 2013 07:22 pm (UTC)
спасибо!
tachtosuper
Jan. 25th, 2013 07:28 pm (UTC)
ко мне приходит понимание правильности всего этого, только когда я объемся до невозможности( а когда я в "процессе поедания" все формулировки и правила не действуют(
и если я уж как-то себя контролирую, когда в доме отсутствуют "вкусняшки", мне аж страшно представить, что будет если они в неограниченном количестве будут разложены по дому)
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:01 pm (UTC)
основная проблема -т и ваша, и многих других людей - в отсуствии систематического подхода. вот лечите вы грипп - сегодня одним. завтра другим, послезавтра вообще не лечите - как, поможет? так и тут. понимаете, в каждой статье изложен кусок методики, даны техники. их нельзя использовать в отрыве друг от друга, бесполезно. нужно в комплексе.
sadjo78
Jan. 25th, 2013 07:29 pm (UTC)
О, спасибо, очень ждала, когда вы напишете про сложность остановиться.
Завтра же начну по тексту ))
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:02 pm (UTC)
ну я в промежутке умудрилась родить ребенка и загреметь в госпиталь, так что был перерыв, но теперь карслон вернулся:)
(no subject) - sadjo78 - Jan. 31st, 2013 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - busybackson - Feb. 1st, 2013 07:00 am (UTC) - Expand
nasse
Jan. 25th, 2013 07:34 pm (UTC)
Спасибо, интересно, как всегда.
Забавно, но у меня есть опыт осознанного и целенаправленного переедания :)
Домашние пельмени - это редко и головокружительно вкусно, поэтому, когда они бывают (раз-два в год), я позволяю себе есть их, пока лезет.
Мне кажется, что такой опыт обжорства с удовольствием действительно дает навык вовремя останавливаться.
chardis
Jan. 25th, 2013 07:49 pm (UTC)
а почему редко? процесс приготовления весьма несложный :))
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 07:02 pm (UTC) - Expand
ululena
Jan. 25th, 2013 07:35 pm (UTC)
О, как же долго я ждала этого поста! Да, всё верно - я довольно быстро научилась распознавать чувство голода, я, может быть, не всегда знаю, что именно я хочу съесть, но могу выбрать из имеющихся продуктов наиболее подходящее мне в данный момент. Но вот остановиться, когда сыта - просто невозможно! И это при том, что я прекрасно чувствую момент сытости. После этого мне обязательно надо съёсть ещё какое-то количество пищи, чтобы у меня появились характерные ощущения переедания - лёгкая тяжесть в желудке. Меня как будто две. Одна наелась - и говорит, что сыта. А другая уверяет, что обязательно надо "догнаться", что надо съесть ещё немного, чтобы наверняка переесть.
Когда я только начала задумываться о переедании (наверно, полгода уже прошло), то переедала с удовольствием. То есть чувствовала, что мне приятно ощущать тяжесть в желудке. Сейчас эта тяжесть начала вызывать дискомфорт. И я каждый день задаю себе один и тот же вопрос: "Зачем я переедаю, если это не приносит мне удовлетворения?" Но пока ответа нет - и я продолжаю переедать - и задавать этот вопрос.
И, кстати, про запасы любимой еды - мама моя теперь удивляется: "Зачем ты покупаешь так много печенья и конфет? Ещё купленные ранее не съедены - а ты приносишь домой всё новые и новые..." А у меня такой кайф - покупать - и не есть!!! И я сама себе поражаюсь - не хочется мне теперь столько конфет, сколько раньше. Ем, конечно, иногда, но много меньше. И дети мои как-то сами собой перестали опустошать вазу с конфетами, когда я стала к конфетам равнодушна.
busybackson
Jan. 25th, 2013 07:50 pm (UTC)
> А у меня такой кайф - покупать - и не есть!!! И я сама себе поражаюсь - не хочется мне теперь столько конфет, сколько раньше. Ем, конечно, иногда, но много меньше

ППКС. С удивлением поняла, что я, в общем-то, довольно равнодушна к сладкому. :)
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rina_liddell - Jan. 31st, 2013 09:30 pm (UTC) - Expand
ilka101
Jan. 25th, 2013 07:37 pm (UTC)
спасибо Вам. как всегда ваши тексты приходят в нужное время!!!!
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:03 pm (UTC)
спасибо:)
ankavpoiske
Jan. 25th, 2013 07:38 pm (UTC)
Спасибо вам большое, вы такое дело делаете, такое большое, важное.
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:03 pm (UTC)
спасибо:)
jeny_only_jeny
Jan. 25th, 2013 08:00 pm (UTC)
сам подход мне, например, кажется не просто правильным, а единственным правильным
но главная сложность, которую я вижу, - что так или иначе надо специально работать над этим, то есть в целом много времени уделять этому вопросу - рефлексии того, что я чувствую, чего я хочу, как я ем и так далее
да, это, безусловно, работает, но для меня самая главная сложность - найти для этого место. когда в жизни все спокойно и ничего не происходит, я могу уделять много времени этим мыслям и отслеживанию ощущений. когда жизнь наполнена событиями, особенно плохими, я не знаю, как заставлять себя думать об этом. и при этом определенно ем больше, чем стоило бы
svetlyachok
Jan. 25th, 2013 08:03 pm (UTC)
ага. смотрите. вы почему-то выбираете сфокусироваться на чем-то ином. почему? вы для себя неважны? ваше тело настолько неважно? что перебивает этот приоритет?

знаете, многие люди выбирают беспокоиться вместо того, чтобы что-то делать. беспокоиться привычнее.

и еще. именно поэтому люди обращаются к психотерапевтам. в одиночку сложно.


livejournal
Jan. 25th, 2013 08:16 pm (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
naivnaya_super
Jan. 25th, 2013 08:54 pm (UTC)
спасибо большое. днем и вечером я чаще я всего могу себя контролировать. Но настоящий беспредел для моего режима сна начинается ночью. Я просыпаюсь и ем. первый раз где то через час после засыпания. Иду на кухню. Предпочитаю мясо, ветчину, но если нет этого - ем вафли, крекеры, печенье. Даже шоколадки, которые днем не хочу. Часто ем шоколадку ночью, понимаю, что удовлетворения особо нет. Но потом снова просыпаюсь, еще через час. Иногда я встаю только раз за ночь. иногда почти каждый час, начиная уже себя за это ругать. Но встаю и иду как робот на кухню. Если собрать все съеденное за урожайные ночи - то это довольно много. Мой молодой человек обижается, не хочет, чтобы я вставала. Но это было всегда, насколько я помню. Если ничего примечательного сожрать нету - буду искать до потери пульса или есть еду соседок по комнатам, наутро испытывая стыд, если меня засекли. К счастью, сейчас моей еды много, чужого почти не ем, иногда какой крекер... Но понимаю, что ночной сон насмарку идет. Сколько бы себе не обещала тихо спать - ночью даже не замечаю момент, как вскакиваю и иду на кухню. А что делать? понимаю, что это от тревожности. Но как дальше с собой работать?
gytalina
Jan. 28th, 2013 08:41 am (UTC)
Очень понимаю вас, сейчас пытаюсь как-то договариваться с собой, иногда помогает, иногда нет. Тоже думаю что с этим делать, ага((( А у вас давно появилось? (извини если вопрос бестактные, просто очень хочется с кем-то поговорить, кто понимает о чем я)
(no subject) - naivnaya_super - Jan. 28th, 2013 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gytalina - Jan. 28th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naivnaya_super - Jan. 28th, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gytalina - Jan. 29th, 2013 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - koshhko - Jan. 31st, 2013 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 07:16 pm (UTC) - Expand
hidemim
Jan. 25th, 2013 09:00 pm (UTC)
спасибо!

сейчас ем только то что вкусно и хочется и только когда реально голодная, оказывается для насыщения надо совсем немного. Но если перекусить или начать есть до наступления явного чувства голода, то чувство сытости не возникает, а следующий сигнал уже когда переел и сильно позже. И это прекрасно, знать что можно откусить от любимого печенья (стоящего на столе упаковкой) один раз и без усилий положить обратно в коробку просто потому что наелся и сможешь съесть когда проголодаешься сколько захочешь.
И только такой подход к еде (при запрете ограничений чего бы ни было психологом) позволил начать снижать вес... причем ем я по ощущениям "до отвала" и любимую недиетическую пищу.
black_z
Aug. 26th, 2013 03:56 pm (UTC)
Кстати, да) И самый большой кайф от еды тоже при явной голодности)
chudo_v_ladoni
Jan. 25th, 2013 09:03 pm (UTC)
спасибо большое!!!
для меня сложнее всего удерживать фокус на еде - всегда кажется что времени очень мало, и жаль тратить его на еду.
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:18 pm (UTC)
а это частый феномен, да - жалко времени. обычно на поверку оказывается, что это про меня - я стою чего-то только, если что-то делаю, полезное.
seryoznaya
Jan. 25th, 2013 09:34 pm (UTC)
Рада снова вас читать! :)
Можно вопрос - как раз по рассматриваемой теме?
У меня еда всегда привязана к какому-то фону (компьютер, ТВ). Я сейчас учусь питаться по шкале, отслеживать сигналы насыщения от организма, и я бы даже сказала, что мне это скорее удается, чем наоборот. Но вот эту связку "еда-фон" разорвать не могу. Именно так и ощущается НЕ МОГУ!!! Любым волевым усилием.
Когда начинаю думать о том, почему так, ответ, который приходит в голову "жалко времени". Прямо настлько жалко, что даже думать тошно на тему "вот я сейчас сяду за стол - и буду просто тупо кушать, ни с чем этот процесс не совмещая". При этом на какие-то другие способы позаботиться о себе (парикмахерская, мытье головы раз в 2 дня, шоппинг...) - не жалко. Что это за затык, как его преодолеть и надо ли?
Если это важно: сейча объектвно есть дефицит времени, но ощущения были такие же всегда, даже когда таких проблем не было, а были обратные (скука).
finenaska
Jan. 26th, 2013 12:32 pm (UTC)
а мне просто так есть скучно :)
и читать книжку, жуя - совершенно волшебное удовольствие, при этом можно жевать хоть овощи-траву, хоть орехи-шоколадки, приятно все :)
(no subject) - la_dame_chantal - Jan. 26th, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Jan. 29th, 2013 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seryoznaya - Feb. 2nd, 2013 09:19 pm (UTC) - Expand
kosovsky_family
Jan. 25th, 2013 09:58 pm (UTC)
И еще раз, еще раз спасибо!!!! Светлана, Ваши тексты это просто кладезь, я никогда не читала ничего настолько разумного про проблемы питания. Какие однако сложные механизмы за всем этим стоят.
Надо бы с начала перечитать цикл и выловить свои проблемы, а то я с удовольствием читаю, но на себя ленюсь примерить.
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:23 pm (UTC)
спасибо!

да, бывает трудно сдвинуться и попробовать. возьмите подругу в пару, так интересней и проще.
sokerina_olga
Jan. 26th, 2013 01:13 am (UTC)
Огромнейшее спасибо!И пожалуйста продолжайте!

svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:23 pm (UTC)
спасибо, и - не волнуйтесь, я никуда теперь не денусь в подводной лодки:)
can_tata
Jan. 26th, 2013 01:25 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо вам большое за возвращение "в эфир", надеюсь, со здоровьем у вас получше... Я месяца три назад прочитала цикл ваших статей и стала практиковать отказ от контроля над калориями и ориентацию на чувство голода и "чего мне хочется". Невероятно, но факт! Последний месяц "зажоры" практически исчезли...а это была такааая проблема...
Спасибо огромное! И да, я бы с удовольствием купила вашу книгу и держала как настольную:)
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:24 pm (UTC)
зачем вам книга - зажоры уже исчезли:) пока я книгу напишу, все уже вылечатся, видимо:)
curioza
Jan. 26th, 2013 01:33 am (UTC)
Просто восторг! Всё это тысячу раз в себе наблюдала! Про детское поведение вообще в точку!

Только меня почему-то это всё повергает в отчаяние, такие вот противоречивые чувства:):)
Я вижу несколько основных причин своего переедания, я даже второй день размышляю над причинами своей неуёмной болтливости и понимаю, что "кошмар в голове творится":). Что делать, если видишь себя со стороны, понимаешь, что ничего хорошего себе не желаешь, а вот как хоть немного себя реабилитировать ?
Я за пару дней до этой публикации говорила мужу, что мне настолько плохо физически от вечерних сладостей, остановиться могу только когда уже тошнит, и я ничего не хочу делать, чтоб облегчить ситуацию. Например, вечером, за просмотром фильма, я буду до одури есть всякие закуски и сладости, потому что глупо готовить ночью что-то серьёзное. И не важно, что муж бы и приготовил, и что на самом деле я и не голодна настолько. Важно, что я не хочу выглядеть глупо, он может и не подумает, а мне всё равно стыдно. Я вижу, что люди меня любят и серьёзно воспринимают, это потому, что я вид такой делаю "но я-то знаааю...."ужасно за себя не приятно. И так во многом. Куды бечь, когда видишь всё это?:) надо горе заесть:)

Edited at 2013-01-26 04:08 am (UTC)
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:26 pm (UTC)
Лена, здравствуйте!

это очень серьезная проблема, про "ничего хорошего себе не желаешь". попробуйте прокрутить в голове кино про свою жизнь обратно, от момента сейчас в детство. или слайды посмотреть с фотографиями. и отмечайте каждый момент - вот тут я уже ничего хорошего себе не могу пожелать или еще нет? где-то есть переломный момент, где вы еще были lovable. может, даже во младенчестве. и вот оттуда надо начинать. эту мааахонькую достойную любви часть кохать и лелеять, ее спрашивать, хочет ли она сладостей, и чего ее душеньке угодно.
vasiliyshatov
Jan. 26th, 2013 02:28 am (UTC)
казнить, нельзя помиловать гг
(Deleted comment)
akunari
Jan. 28th, 2013 07:15 am (UTC)
на самом деле, даже имея небольшие деньги, можно делать вкусную еду, если хочется. у нас когда было совсем немного денег, мы покупали гречку и капусту. или рис. с луком и морковкой очень вкусно. так что не отчаивайтесь. можно пересмотреть рацион даже в сложной финансовой ситуации)
(no subject) - svetlyachok - Jan. 31st, 2013 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - linn_leit - Feb. 1st, 2013 08:38 am (UTC) - Expand
maria_tuzhilina
Jan. 26th, 2013 04:37 am (UTC)
спасибо!
рада, что вы снова с нами
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:27 pm (UTC)
:)
anna_ri
Jan. 26th, 2013 04:55 am (UTC)
Спасибо за пост!!! Я остановила инсулиновый круг (поэтому кстати вопрос - если я поставлю вазу с конфетами, которыми я перекусывала, и разрешу себе их кушать сколько хочется, я ведь снова сяду на инсулиновую иглу? я поэтому ни за что её не поставлю, я помню, как плохо я себя чувствовала и знаю, что стоит мне только начать - скачусь опять, в НГ проверила.) Я ем, когда я голодна, с удивлением обнаружила, что я голодная не круглосуточно, а примерно 3 раза в день и иногда еще нужен перекус. Но вот остановиться за приемом пищи не могу, сначала просто закидывала в себя еду - быстро и много. Сейчас стала есть медленнее, начала создавать порции - иначе сижу около колбасы и хлеба и бутер за бутером, даже не знаю, сколько съедаю, пока плохо не станет. Если не наелась порцией - кладу добавку, не ограничиваю себя. Но зачастую съев и так избыточную порцию, почувствовав сытость (это непременно), ем еще кусочек сыра (2-3) или печенье с чаем. И тогда я выхожу из-за стола и мне плохо и я это понимаю, но завтра всё повторяется. И да, встать загрузить посудомойку помогает! Но ловлю себя на том, что я как раз и не хочу вставать - ведь тогда мне не захочется дальше кушать. Я очень не люблю себя, едой часто наказываю, Ваш вчерашний пост про Стефани - это какое-то недостижимое состояние. Причем иногда я думаю "правильно" - надо себя просто полюбить, принять такой какая есть (хотя я всё равно не знаю, какая я есть), а иногда - "надо себя срочно полюбить, это позволит похудеть без труда", зацикливаюсь именно на весе и всё. Хотя думаю, что если найти себя, по идее должно стать слегка не до еды, фокус получения удовольствия сместится на другие занятия... но тут меня накрывает вопрос, а что если моя теперешняя жизнь окажется мне неинтересной? муж, дети, работа... я же не смогу всё бросить, поэтому лучше не задумываться, не знать... в общем, тут я обычно запутываюсь совсем :(
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:30 pm (UTC)
ну вы же на все вопросы себе уже ответили. боюсь, что моя жизнь на самом деле неинтересная. и чтобы не знать об этом, буду заедать.

я ничего нового не скажу. просто откройте эту серию постов сначала. и по упражнениям, я их отдельно описывала. 1 неделя - одно упражнение. сделали, отложили, вернулись, обдумали. такие вещи не решаются за вечер.
(no subject) - anna_ri - Feb. 1st, 2013 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ptiza_ptiza - Oct. 26th, 2014 04:33 pm (UTC) - Expand
umklaidet
Jan. 26th, 2013 06:09 am (UTC)
спасибо, два раза перечитала!
многое отзывается, и о совершенно непищевой подоплеке переедания я уже думала сама - но не могла сформулировать.

а можно метку для будущих перечитываний?
svetlyachok
Jan. 31st, 2013 07:30 pm (UTC)
что бы я делала без ваших-то напоминаний:)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 161 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея, жена Прасутага

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono