?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

[FB] Svetlana Bronnikova

Еще раз про Старбакс. Мои размышления о том, что коммерчески успешная сеть быстрого питания может эксплуатировать человеческое нарушенное поведение вызвали неожиданно сильный отклик, зачастую с обиженно-негативным подтекстом - мол, не замайте наш Старбакс, просто у них кофе вкуснее всех, и качественная еда, а пищевое поведение тут ни при чем. Первое место, конечно, заняли комментарии типа "Нечего там покупать сладкую дрянь, надо как я, покупать нормальный кофе без сахара!". Не знаю, удалось ли мне объяснить комментаторам, что если бы рекомендация "ты просто перестань жрать" работала, то мне подобные граждане давно бы сидели без работы. Второй часто встречающийся комментарий: "Я хожу в Старбакс за хорошим кофе". Я немного погуглила. и оказалось (как мне и казалось), что такой вещи, как хороший кофе из Старбакса, не существует. Кофейные зерна в Старбаксе среднего качества, из не самых дорогих. Слепое тестирование кофе из Старбакса в сравнение с другими сетями, показало, что качество собственно напитка выше в "МакДоналдс" и "Данкин Донатс". Соответственно, возникает вопрос, что же люди тогда покупают, если не хороший кофе. Ответ оказался давно известен, Ховард Шульц, создатель сети Старбакс, писал, что продает опыт, а не напиток или еду. В кофейне Старбакс все работает на создание позитивного опыта покупки и потребления кофейного напитка - и замысловатые названия, и приглушенный свет, и уютная атмосфера. Там действительно удобно назначить свидание или деловую встречу. В ситуации, когда я потребляю опыт, я иду в предприятие быстрого питания, когда я испытываю потребность в опыте, а не голод. Это, фактически, описание эмоционального переедания, как оно есть: компульсивный или эмоциональный едок тоже обращается к еде, когда ему нужен позитивный опыт. Ну и третье. Были комментаторы, утверждавшие, что все-таки основным продуктом, продаваемом в Старбакс, является просто кофе, а не кофейный коктейль с сиропом. Опять-таки небольшой гуглеж навел меня на статистику продажи продукции Старбакса в самых крупных городах Америки. В Портленде это оказался эггногг-латте, в Фениксе - ледяной карамельный каппучино, в Мемфисе - Мокко с белым шоколадом. Нияего общего с картиной, в рамках которой кофейные сладкие коктейли покупают только немыслимые пищевые извращенцы, правда? Вывод простой. Как только пищевая сеть начинает продавать не вкусную, качественную, необычную или красиво поданную еду, а экспириенс, она начинает эксплуатировать нарушения пищевого поведения людей. Ибо здоровое пищевое поведение - это обращаться к еде в моменты, когда ты голоден, а не тогда, когда тебе неуютно, грустно или одиноко.
promo svetlyachok april 26, 09:32 4
Buy for 500 tokens
Внимание! Продолжается набор в группу «Осознанное питание» в Центре IntueaT. Успейте записаться на этот курс! Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить свой пищевой опыт; • насыщаться меньшим количеством еды…

Comments

( 100 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
cat_tie
Sep. 16th, 2014 02:45 pm (UTC)
Чёрт, как я вот люблю такие вот посты.
Жалко, нет такой статистики по России (хотя может и есть).
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 02:47 pm (UTC)
да я изобрела очередной велосипед, по ходу.

собственно, Шульц и не скрывал, что это делает, просто не называл такими словами.
ведь красиво же звучит - я не продаю вам (конфеты),я продаю вам эмоции...
(no subject) - arabena - Sep. 16th, 2014 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morskoy_anemon - Sep. 16th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenicheva - Sep. 16th, 2014 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tm_aquarius - Sep. 16th, 2014 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cat_tie - Sep. 21st, 2014 01:30 pm (UTC) - Expand
samisen
Sep. 16th, 2014 02:55 pm (UTC)
Я туплю
Я люблю кофе с сиропом и шоколадные торты, и при этом считаю что у меня нет нарушения пищевого поведения. Я, типа, ошибаюсь?
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 02:56 pm (UTC)
Re: Я туплю
почему? любовь к шоколадным тортам не обязательно означает нарушений пищевого поведения.

нарушения пищевого поведения - это когда вы не голодны. и не хотите торт, но все равно его едите. потому что он есть в холодильнике.
Re: Я туплю - samisen - Sep. 16th, 2014 03:04 pm (UTC) - Expand
Re: Я туплю - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 03:06 pm (UTC) - Expand
Это типа - samisen - Sep. 16th, 2014 03:27 pm (UTC) - Expand
kurushka
Sep. 16th, 2014 02:56 pm (UTC)
Я как раз отношусь к тем, кто ходит в Старбакс за кофе без сахара, и осознаю что покупаю экспириенс: из таких же "быстрых" кофе-мест я всегда выберу его. Это интересно уже совсем плохо или средне плохо? :)
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 03:04 pm (UTC)
да почему плохо-то?

Дмитрий Рождественский
Sep. 16th, 2014 03:02 pm (UTC)
У меня от немногочисленных, но географически распределённых посещений Старбакса сложилось впечатление, что там фрилансеры работают. Кофе очень дешёвый, интернет хороший. Примерно половина посетителей всегда сидит в одиночку и пырится в ноутбук.
melamory_me
Sep. 16th, 2014 04:18 pm (UTC)
Дешевый???
(no subject) - vasilliska - Sep. 16th, 2014 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avoider - Sep. 17th, 2014 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - wavegiude - Sep. 17th, 2014 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - avoider - Sep. 17th, 2014 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - wavegiude - Sep. 17th, 2014 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - malchikbobby - Sep. 18th, 2014 11:45 am (UTC) - Expand
kisa_katsman
Sep. 16th, 2014 03:02 pm (UTC)
у меня хоть и нарушений пищевого поведения хоть отбавляй, но вот кофе я покупаю исключительно в макдоналдсе (без всего остального, что там продается))))

там вкусно и дешево
docka3ak
Sep. 16th, 2014 03:03 pm (UTC)
По качеству кофе - ожидаемо. Как раз дочитываю книгу по маркетингу очередную:


Бренды выступают как плацебо. Брендинг, цена и другие маркетинговые инструменты создают ожидания, влияющие не только на опыт покупателя от по­требления продукта, но и на работу его мозга. Маркетологи должны знать, что для удовлетво­ренности клиентов необходимо поддерживать не­который уровень качества продукта, но не менее важно и создавать ожидания того, на что спосо­бен бренд.


Поэтому-то туда все и идут. Ожидания важнее, чем качество товара. А еще, ощутив себя в уютной кафешке крутым и элитарным, людям кажется, что и кофе такой же :)

Сам в кафе не хожу никогда, ибо дома работаю и дома сам варю кофе.
gkonrad
Sep. 16th, 2014 03:08 pm (UTC)
Следующий вопрос - а куда обращаться, когда неуютно, грустно или одиноко? То есть я с вами согласна, но на мой взгляд, очень многое из предлагаемого рынком ещё хуже - шоппинг, масскультура и пр. То есть предприятие быстрого питания это единственное место, не осуждающее человека за то, что он такой, какой есть.
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 03:11 pm (UTC)
что делали люди, когда Старбаксов еще не существовало, а им было грустно или одиноко?
(no subject) - samisen - Sep. 16th, 2014 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gkonrad - Sep. 16th, 2014 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenicheva - Sep. 16th, 2014 05:43 pm (UTC) - Expand
Еще - samisen - Sep. 16th, 2014 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heinza - Sep. 16th, 2014 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tainstostrov - Sep. 16th, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - r_a_n_i_e_l - Sep. 16th, 2014 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heinza - Sep. 16th, 2014 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_beljaeva - Sep. 17th, 2014 06:27 am (UTC) - Expand
tsymbalyulya
Sep. 16th, 2014 03:14 pm (UTC)
Кофе там реально гадкий (эспрессо и все прочие виды латте-каппучино). Я хожу туда в тех случаях, когда в районе 10 кварталов нет альтернативы. Ну и в глухомани старбакс - единственное место, где есть бесплатный вайфай и что-то типа сырной тарелки или там с хумусом. Но кофе, повторюсь, последняя вещь из-за которой я ходила бы в старбакс.
Ну и начали они делать сладкий кофе специально, в свое время, потому что американцы до того не пили кофе, в массе, из-за горькости, такой обширный рынок пропадал, так что цель "сделать хороший кофе" у компании не стояла никогда
beth4ever
Sep. 16th, 2014 03:14 pm (UTC)
Я за атмосферой и хожу, фирменный кофе мне у них не нравится. Честнее было бы называть эти сладкие смеси кофейными напитками.

А вот что очень нравится - у них появились ланчбоксы, такие коробочки с отделениями, в каждой немного разной еды. Самый вкусный, имхо, вегетарианский. Там овощные палочки, орешки, хумус, соленый кексик с маслинами...
ideal_balance
Sep. 16th, 2014 03:23 pm (UTC)
Согласна с вашими выводами, правда, я все же хожу за продуктом а не опытом, но чувствую как оно завлекает)
t_ramisy
Sep. 16th, 2014 03:51 pm (UTC)
Наверное, не очень понимаю, но я вот пью себе сладкий растворимый кофе со сливками (вот эту как раз липкую гадость) и чувствую себя по этому поводу великолепно. я что-то делаю не так?
snyshik
Sep. 16th, 2014 05:08 pm (UTC)
Вот и меня мучает этот же вопрос - то ли я что-то делаю не так, то ли чего-то не понимаю. А я еще и корицу добавляю в сладкое и липкое, ужас вообше.
То есть, нас, как-минимум, уже двое)
(no subject) - t_ramisy - Sep. 16th, 2014 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heinza - Sep. 16th, 2014 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_ramisy - Sep. 16th, 2014 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_ramisy - Sep. 16th, 2014 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_ramisy - Sep. 16th, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 16th, 2014 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_ramisy - Sep. 16th, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
luccik
Sep. 16th, 2014 03:59 pm (UTC)
На ты трубе леижит трёх серийная передача от BBC The Men Who Made Us Fat. Мне очень поравилось как там по полочкам расскладывают все имиджи компаний, Low Fat лэйблы и прочие признаки "здоровой пищи". Про старбакс там правда нет. Но в общем идея мне в передаче понравилась о том, как людей в какой-то мере зобмируют на потребление того или иного продукта питания.

На контрасте к ней там же лежат серии The Men Who Made Us Thin. Жаль не первого не второго в русском переводе нет. Считаю их все полезно посмотреть всем.
Евгения Левашева
Sep. 16th, 2014 07:35 pm (UTC)
На русском есть, вот на yotube
www.youtube.com/watch?v=78dgkOJw-pk
(no subject) - luccik - Sep. 16th, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasilisa_1976 - Sep. 17th, 2014 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Евгения Левашева - Sep. 17th, 2014 12:01 pm (UTC) - Expand
naranja_naranja
Sep. 16th, 2014 04:18 pm (UTC)
Я четко знаю за что люблю старбакс: за то, что у меня ностальжи по Англии, где я впервые в него была приведена подружкой и для меня это было именно яркое впечатление, без связи даже с едой.
За кофейные напитки сладко-карамельно-шоколадно-взбитые. я такие люблю, а горький кофе - нет. Я и дома себе варю чуть-чуть кофе и потом в него набухиваю все подряд:)
За просто атмосферу и возможность уютно себя чувствовать с ноутом и в одиночестве. Во многих кафе при этом чувствуешь себя не очень, а в Старбаксе клево.
Ну и для меня это вариант быстро прийти в себя - потому что кофе+приятная атмосфера+ одиночество+вай-фай для меня равняются быстрой перезагрузке системы при недосыпе.
nissets
Sep. 16th, 2014 04:22 pm (UTC)
Очень интересно про Портленд, фактически абсолютный эксперимент.
В портленде куча хороших кофеен; в частности в Портленде базируется компания Stumptown Coffee, у которой на сегодняшний день уже почти культовое поклонение, они пересылают бобы по всей стране. То есть люди, которые в портленде ходят в старбакс либо слепы, либо действительно идут за сладкими слюнями. Поэтому популярность в этом городе этого напитка неудивительна, и фактически подтверждает вашу гипотезу.
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 07:59 pm (UTC)
спасибо, очень любопытно.
avatarakali
Sep. 16th, 2014 04:24 pm (UTC)
yup

в Старбаксе, к сожалению, мне вот есть совсем нечего. Там нет ни единого съедобного для меня чего-нибудь. Sugar и Carbs , а я не ем carbs, если этого можно избежать.

Но я могу там купить американо, если у меня дома кофе закончился. Причем там, а не а МакДи или Данкин - просто потому, что привычка.

Но если посмотреть с другой стороны: ну вот есть тут и там кофейни "здорового типа", у нас тут рядом, например - там продают салаты, свежевыжатые соки, ну и кофе. Но там не аншлаг совсем. И сеть национального уровня из этого не сделать. Потому, что спрос рождает предложение, а не наоборот: Старбакс не был бы настолько развит, если бы не это пищевое нарушение у большинства людей. Увы, да, но не Старбакс делает людей нездоровыми, а нездоровые люди сделали Старбакс.
im_puls
Sep. 16th, 2014 04:59 pm (UTC)
Это ведь получается самоподдерживающаяся система, круговорот проблемы в природе. На мой взгляд, очевидно, что проблемы пищевого поведения появились раньше, чем Старбакс, а значит - именно Старбакс на них ориентируется и их использует.
Да и не он один...
(no subject) - avatarakali - Sep. 16th, 2014 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - im_puls - Sep. 16th, 2014 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avatarakali - Sep. 16th, 2014 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shantimora - Sep. 16th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - im_puls - Sep. 16th, 2014 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shantimora - Sep. 16th, 2014 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - im_puls - Sep. 16th, 2014 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shantimora - Sep. 16th, 2014 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - im_puls - Sep. 16th, 2014 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yelenay - Sep. 16th, 2014 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avatarakali - Sep. 16th, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yelenay - Sep. 17th, 2014 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - avatarakali - Sep. 17th, 2014 01:43 am (UTC) - Expand
shantimora
Sep. 16th, 2014 05:11 pm (UTC)
Я не клиент Старбакса, так как не люблю кофе и кофейный вкус в целом. Иногда покупаю у них черный чай, но всегда на вынос, почти никогда не сижу внутри.
Конечно они продают атмосферу и стиль. Качество я не могу сравнивать, ибо как говорила выше, кофе и шоколад для меня это кофе и шоколад - ничего не смыслю в них.
Но вот что мне интересно "как это у них получается". Старбакс это франшиза (сейчас лимитированная, но все же),т.е. владельцы разные. В США куча почти идентичных копий - Peet's coffee и прочие.
Но в общем, да - Старбакс это "имя, публика, касса"! Как?!
morskoy_anemon
Sep. 16th, 2014 05:45 pm (UTC)
Я вот призадумалась, и поняла, что это правда. Я хожу в Старбакс не столько пить чай, сколько за переживанием опыта и эмоциями. Ибо хорошо продают. Гм.
А чай-то при этом все равно вкусный...
ymnittsa
Sep. 16th, 2014 06:31 pm (UTC)
А если всегда голоден ?
svetlyachok
Sep. 16th, 2014 06:33 pm (UTC)
Глисты?
(no subject) - ymnittsa - Sep. 17th, 2014 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Sep. 17th, 2014 06:02 am (UTC) - Expand
kelionenamo
Sep. 16th, 2014 06:37 pm (UTC)
для меня стаканчик латте - это как поручень, чтоб держаться. я сознательно заезжаю за ним, когда еду на встречу, на которой будет не очень уютно. я делаю глоток, а латте мне как бы говорит "все в порядке, я здесь, я с тобой, и ты здесь, ты - это ты, а они - это они". это - то? нарушение? (для меня это как ресурс, типо заменительмамы).
sable_fuzzy
Sep. 16th, 2014 09:19 pm (UTC)
это называется комфорт-фуд :)
(no subject) - aenye - Sep. 17th, 2014 03:11 pm (UTC) - Expand
l_lisichka_l
Sep. 16th, 2014 06:54 pm (UTC)
Вы правы
Мы с подругами давно сошлись на том, что кофе там гавно, но ... это же Старбакс. В нем мы готовились к экзаменам в универе, там всегда джингл беллс еще с ноября – так и предвкушаешь праздники, и за границей зайти удобно, все знакомое.
arhaolika
Sep. 16th, 2014 07:22 pm (UTC)
Во-первых, спасибо, что подтвердили мое мнение о Старбакс. Заходила пару раз попробовать, действительно брала простой черный кофе без добавок и он мне категорически не понравился, и самое первое сравнение, что даже в Макдаке - лучше. И это мне, очень сильно зависимой от "красивости" в еде, идущей в еденные места именно, когда "неуютно, грустно" или напротив, когда весело. И крайне редко - просто потому, что голодна.

А во-вторых, снова и снова я убедилась, что мое пищевое поведение нарушено и нешуточно. Вот бы еще нужный "волшебный пендель" найти, чтобы это осознание что-то изменить заставило...
4koshki
Sep. 16th, 2014 08:47 pm (UTC)
Соглашусь, что Старбакс продает опыт, переживание особое - но ведь на этом большинство кафе и ресторанов стоят - они не столько еду продают, сколько атмосферу, особое переживание, не так ли?

Значит ли это, что они эксплуатируют нарушение пищевого поведения?

Я люблю есть в ресторанах с атмосферой. (Кухня тоже важна:). И кофе тоже приятно пить не абы где. Это же не говорит о нарушении пищевого поведения? Нарушение - это если быя не испытывала голода, но ради атмосферы ела бы. И тут уж ресторан, который хочет продать мне атом числе и "атмосферу", не при чем:).
mednoy_gori_h
Sep. 17th, 2014 08:12 am (UTC)
Я так понимаю: когда по-настоящему голоден - идешь туда, где лучше кормят, а не где можно "красиво посидеть" (это уже другая потребность, и она тоже имеет право на существование:))
pani_z
Sep. 17th, 2014 05:50 am (UTC)
сразу вспомнила книжку Михаила Идова " Кофемолка" про то, как жена с мужем открыли кофейню с идеей продавать не старбаксы, а отличный кофе без всякой фигни, и как они быстренько разорились)
pika_cu
Sep. 17th, 2014 08:02 am (UTC)
извините не много не в тему поста. не хочу сомневаться в Ваших источниках. но я пригнимала участие в независимой экспертизе старбакс и могу с уверенностью сказать - кофе там высочайшего уровня. т.е. это во первых сырьё только лучшего качества, а во-вторых само производство кофе и технологии.
Это коммент о справедливости. Извините
Avogadro constant
Sep. 17th, 2014 09:24 am (UTC)
одно время я была частой посетительницей "старбакса", а потом каким-то интуитивным чувством дошла до того, о чем вы пишите. и меня просто "как отрезало". я уже года три, наверное, туда не заходила. поняла, что их тортики не очень вкусные, а кофе вполне обыкновенный. я дома лучше варю. а если нужно где-то "красиво посидеть", в Москве сейчас предостаточно кафе.

"завязав" со Старбаксом я, кстати, очень сильно откорректировала свое пищевое поведение.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 100 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono