?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Меня часто спрашивают, как выбрать хорошего терапевта. Это действительно трудно, в сети есть масса публикаций на эту тему. У хорошего терапевта профильное образование плюс профессиональная длительная пепреподготовка по психотерапии, завершившаяся успешной сертификацией. У хорошего терапевта есть (или был) личный терапевт, тоже хороший (в нашей стране это обычно известное профессионалам имя, там получилось, так организована система профильного образования). У хорошего терапевта есть супервизор, в идеале еще и интервизорская группа (увы, почти не встречается в дикой российской природе).

Хороший терапевт постоянно повышает квалификацию, он учится, он в процессе. Хороший терапевт даст вам много поддержки и ни одной оценки. Хороший терапевт на определенной стадии терапии будет конфронтировать с вами, и вы будете сердиться на него, обижаться или считать, что он вас покидает. Хороший терапевт с готовностью обсудит с вами это, и в результате вы почувствуете себя еще теплее и надежнее, а ваша терапия сделает шаг вперед.

И еще. Вещь, которую часто упускают. Хороший терапевт - это, в первую очередь, хороший диагност. И вот тут большинство известных мне российских образовательных программ провисают. Ибо где современный медицинский либо парамедицинский специалист может научиться диагностировать? Правильно, в клинической практике. В реальной психиатрической больнице, в окружении профессиональных психиатров, фармакологов, других психологов. Увы, интернатура либо длительная клиническая практика не являются обязательной частью ни одной известной мне программы подготовки психотерапевтов в России. Сами же будущие психотерапевты воротят от клинической практики носы - за нее, видите ли, очень мало платят. Это правда, однако приобретаемый опыт ценнее.

Что же происходит сейчас? Свежевыпеченные психологи и терапевты (нередко с очень хорошими профессиональными задатками) прямо со студенческой скамьи идут в частную практику, открывают, прости Господи, "собственные центры", растущие в России и сопредельных местностях как грибы после дождя. Работают там в одиночестве, или в окружении двух-трех коллег, таких же зеленых. Как сказала мне одна дурочка украинская гештальтистка, если у ее клиента "какая-то серьезная симптоматика", она отправит его в к психиатру, а остальное она может вылечить сама, и ей неважно, какой у клиента диагноз.

Не знаю, насколько я вправе потрясать бородой корифея, но все-таки скажу. Дорогие мои, размер диагноз имеет значение. Огромное. И диагностика может занимать очень длительное время, и не включать в себя ни одного теста, или включать исключительно проективные методики - рисунки, пятна Роршаха, или представлять собой батарею опросных листов. Но если спустя несколько месяцев терапии вы задаете своему терапевту вопрос о диагнозе, и слышите, что это совершенно неважно, что он работает "только с тем, что есть здесь и сейчас" или тому подобную благоугодную чушь, что терапевт помогает вам решать проблемы, а не диагностировать - собирайте вещи и уходите. И поймите меня правильно, терапевт может сколько угодно работать "хдесь и сейчас", как делают гуманисты, или "там и тогда", как делают терапевты аналитического направления, или "почему и отчего", если речь о когнитивной терапии, или "а что бы на это сказала ваша мама", как делают системщики. Но если это хороший терапевт - он в состоянии поставить диагноз, четкий, внятный, структурированный. И в состоянии объяснить вам, клиенту, что за этим диагнозом стоит. И такая терапия будет обязательно плясать от диагноза, а не только от вашего текущего состояния.

Без диагноза невозможно сформулировать цели терапии. Цель терапии не есть ваш к терапевту запрос ("Я хочу разобраться с моими взаимоотношениями с мамой и шоколадом"). Цели терапии - с помощью определенных методов улучшить качество вашей жизни. И рискну увтерждать, что, не понимая диагноза, сделать это почти невозможно.

Приведу лежаший под рукой пример. Молодая (хм, моих лет) женщина с binge-eating, ожирением и клинической депрессией, вокруг которой прыгает вся наша клиника, вес не двигается, настроение не двигается, ни хрена не двигается. Да, нарушенные отношения с матерью, не все гладко с партнером, черт знает что с едой. Депрессия при этом матовая, чтобы ее разглядеть, нужен хороший диагностический сенсор, который приобретает нужные настройки примерно после первой сотни принятых депрессивных пациентов. Заходим со стороны мамы, со стороны примитивных когнитивно-терапевтических схем, со стороны безусловной поддержки, со стороны еды. Мимо. И тогда я отправляю пациентку на анализ крови на содержание антидепрессантов - так называемое "зеркало". Вуаля, содержание необходимых для поддержания стабильного настроения веществ ниже плинтуса. Устраиваю ей консультацию хорошего частного психиатра, тот приходит в ужас от ее состояния и назначает ей психофармакологические препараты, помогающие купировать биндж, плюс антидепрессанты другой, чем прежде, фармакологической группы, в качестве поддержки. Я живо себе представляю, что произошло бы с этой женщиной, окажись она у частнопрактикующего российского терапевта. Месяцы, годы работы про маму, папу, еду, контакт с телом, бесконечные ее безнадежные слезы и запойное обжорство, чтобы это пережить. Мне нередко приходится видеть случаи типа "но я же хожу к терапевту!" - когда безнадежный, неэффективный, никуда не двигающийся процесс является способом клиента ничего более не менять в своей жизни.

Другой подручный пример - очень большой процент людей, страдающих расстройствами пищевого поведения, параллельно обнаруживают смазанные, пограничные, но тем не менее имеющие место быть расстройства образа тела. Уровня клинической дисморфофобии, как у больных анорексией, это не достигает, это матовое, почти интегрированное собственногй идентичностью ощущение собственной непривлекательности. В этом случае лечение проблем пищевого поведения будет "в пользу бедных", если взаимоотношения с телом - той самой инстанцией, к слову, которую я кормлю - или не кормлю, если я на диете, которую я могу наказывать или награждать едой, фактически, конечного потребителя этих самых мои взамиоотношенйи с едой - нарушены и никак не затронуты. Тем не менее, десятки существующих программ "коррекции" пищевого поведения вообще никак не затрагивают эту тему. Люди на группах вовсю беседуют с сыром и шоколадом, а с телом поговорить - в голову не приходит.

Словом, ваш терапевт должен знать, от чего он вас лечит. И быть в состоянии по вашему запросу внятно и четко рассказать вам об этом. Или - если вы менее полугода в терапии - сказать, что он еще не пришел к определенному выводу (в психодинамических направлениях часто бывает именно так), но что он обязательно вернется к этому вопросу.
Buy for 500 tokens
В Центре Интуитивного питания и психотерапии расстройств пищевого поведения IntuEat открыты вакансии для специалистов-психологов и психотерапевтов в Москве и СПб. Что такое Центр IntuEat? Центр IntuEat - амбулаторное консультационное учреждение, работающее по западноевропейским доказательным…

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
vie_parfaite
Jun. 16th, 2012 11:44 am (UTC)
Из вашего поста у меня сложилось впечатление, что у каждого клиента обязательно есть диагноз. Это я вас неправильно поняла?
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 11:47 am (UTC)
разумеется, есть.
(no subject) - vie_parfaite - Jun. 16th, 2012 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jun. 16th, 2012 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evpraksiya - Jun. 16th, 2012 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jun. 16th, 2012 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evpraksiya - Jun. 16th, 2012 12:30 pm (UTC) - Expand
imacom
Jun. 16th, 2012 12:01 pm (UTC)
Ты так права, что плакать хочется.
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 12:03 pm (UTC)
я сержусь, но это беспомощная сердитость. пока в России нет критериве оценки терапии, нет структуры, отслеживабщей качество и принимающей жалобы, все впустую, в воздух.
(no subject) - imacom - Jun. 16th, 2012 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jun. 16th, 2012 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imacom - Jun. 16th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Jun. 16th, 2012 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imacom - Jun. 16th, 2012 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - progulki - Jun. 25th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
sara_bara_by
Jun. 16th, 2012 12:03 pm (UTC)
Да, хороший терапевт - это врач, который раз в неделю или хотя бы за не имением времени ( ведь хороший же, значит клиентов много:) , то раз в месяц ходит на разбор клинических случаев, которые бесплатно устраивают многие профессиональные сообщества ( по крайней мере в Москве). Да, и все остальное - то что Вы описали, он очень уважительно к своему ремеслу, своим клиентам и себе самому делает в жизни - ходит на личную терапию, супервизии, интервизии и постоянно читает, докладывает и присутствует.
Любой психотерапевт в России не может быть без ординатуры по психиатрии, и специализации по психотерапии, не может не проходить сертификационных циклов и не сдавать подтверждающих его знания экзаменов. В противном случае, он автоматически перестает быть психотерапевтом. А вот психолог, наверное, может себе "позволить" всего этого не делать:(
И в своей практике я часто встречаю депрессию, которая сопровождается зависимым поведением пищевым ли, алкоголизмом ли.... и пограничные расстройства встречаются и даже случаи шизофрении.
Спасибо за Ваш пост!
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 12:11 pm (UTC)
вы знаете, может быть, прозвучит экстремально, но на мой взгляд, клинических разборов мало, они просто перец и соль к блюду. повариться год-два в реальной психиатрии, как острой, так и пограничной, is the must. иначе такой специалист навсегда остается изолированным от определенной области профессионального знания, насущно необходимой его клиенту.
ddodo
Jun. 16th, 2012 12:05 pm (UTC)
угу. или вот дети с одинаковыми (на вид) нарушениями поведения. но у одного аномалия шейного отдела позвоночника, у другого проблемы с усвоением некоторых белков, у третьего нарушения слуха, у четвертого ФАС, а пятый так реагирует на отношения между взрослыми в семье.
не, просить еду и игрушки с помощью карточек они все научатся, тут в самом деле без разницы. и речь со временем почти у всех будет, я надеюсь.
но помимо этого помощь всем нужна разная. и не только детям.
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 12:07 pm (UTC)
в том-то и дело.

маму можно проработать. или говорить научить, в твоем случае. "вылечили" мы человека при этом? ха.
gold_tasha
Jun. 16th, 2012 12:46 pm (UTC)
В Италии нет терапевтов, а есть семейные врачи, которые так себе, кому как повезет.
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 12:58 pm (UTC)
под терапевтами имеются в виду психотерапевты, и в Италии они, конечно, есть.
scary_window
Jun. 16th, 2012 12:49 pm (UTC)
Мне вообще попадались спецы, которые имели перед собой единую цель - больной должен быть в рабочем строю. Все. Если ты не жрешь горстями лезвия и способен работать - какой ты нафиг бобёр, лечить в тебе нечего, мне бы твои проблемы. Т.е. личность как таковая - вторична. А вот производитель продукции - первичен.
maiglockchen
Jun. 16th, 2012 12:50 pm (UTC)
да! только у Варги требование наличие образование клинического психолога. для того чтобы идти учиться системной семейной психотерапии. и это правильно. больше этого не требует никто. в хороших местах дотаточно любого диплома психолога. хорошие клинические кафедры дают много часов этой практики. Я сама вижу разрв в опыте у меня (я развитие заканчивала) и у клиников, которые учились со мной. У меня кузина заканчивает 5ый курс клинической психологии. С кучей часов практики по больницам, пнд и т.д. Так вот, если на первых курсах я реально могла ей чем-то помочь, то теперь она меня заметно переросла. Это гораздо более глубокая подготовка еще на этапе базового образования. ну и дальше клиники еще больше вглубь уходят.
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 01:01 pm (UTC)
люди стали умные. клиент же не будет разбираться, какая специализация по диплому. более того, специальность "медицинская психооогия" может и напугать (что я, псих, что ли?). а зарабатывать все хотят, и можно прекрасно закончить пед. психологию и "открыть собственный центр".
(no subject) - svetlyachok - Jun. 16th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiglockchen - Jun. 16th, 2012 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muhazeze - Jun. 16th, 2012 07:42 pm (UTC) - Expand
volkosruka
Jun. 16th, 2012 01:31 pm (UTC)
Оказывается, зря я испугалась, что мой психотерапевт - психиатр по образованию.
Margarita Polisskaya
Jun. 16th, 2012 01:41 pm (UTC)
угу.
у нас в центре для детей-инвалидов появилась "психолог работающий с бессознательным",это аааа. Там вообще,конечно,не очень с кадрами,и я,конечно,не могу судить,но это ужасно прямвобще.
busybackson
Jun. 16th, 2012 02:33 pm (UTC)
А что это за анализ крови такой? Как он официально называется и какие результаты содержит? Очень интересно
svetlyachok
Jun. 16th, 2012 02:36 pm (UTC)
в европейской медицине он называется "зеркало", в российской - просто анализ плазмы крови на содержание АД.
(no subject) - busybackson - Jun. 16th, 2012 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poulon - Jun. 21st, 2012 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orie - Jun. 30th, 2012 05:49 am (UTC) - Expand
stella_vega
Jun. 16th, 2012 03:01 pm (UTC)
Ой, можно я воспользуюсь случаем, и скажу спасибо за посты про отношения с едой? Ем что хочу и когда хочу, а вес уходит. Подруга заподозрила, что я голодаю по супер-системе!))) Почему-то выяснилось, что мой организм больше не хочет сыру (ладно, кусочек раз в три дня можно) и шоколаду (от слова воообще. А я-то была шоколадным наркоманом всю жизнь)! В общем, я в шоке от такого "предательства".))) Зато, если начинаю есть просто так, не чувствуя голод и все подряд, сразу понимаю: это сигнал, что меня что-то тревожит. Откладываю еду и иду разбираться. Вот.
muhazeze
Jun. 16th, 2012 07:38 pm (UTC)
Это действительно большая проблема, Света. И в первую очередь для свежевыпеченных психологов. Я училась в лучшем, имхо, психологическом институте в плане подготовки к практике и строгости к критериям работы. Но психиатрия и диагностика давалась мало, очень мало. Я бы даже сказала, что ориентация преподавателей была не на диагноз, а на проработку процесса. Что тоже, конечно, неплохо - но пробелы велики. Я старалась заполнить пробелы посещением спецкурсов по психиатрии для психологов, ходила на студенческий кружок по психиатрии в клинику Корсакова, сейчас раз в неделю участвую в заседаниях терапевтического сообщества при одном психоневрологическом диспансере - у нас там и психиатры, и психоаналитики, с осени буду вести психоаналитическую группу с психотическими пациентами. Понятно, что есть и личная терапия, и супервизия постоянная, и интервизорская группа, и группа обсуждения статей. Но этого очень мало. Мне не хватает практики постановки диагнозов, по книжкам этому трудно научиться. Но где найти клиническую практику, не являясь клиническим психологом? Где в Москве программа по клинической психологии, включающая такую практику? У меня нет ответа на этот вопрос. Так что я зубрю английский и штудирую рекламные проспекты западных клинических программ. Если ты что-то подобное знаешь в России - буду бесконечно благодарна за рекомендацию. Но пока все выпускники клинических программ, которых я знаю в Москве, меня сильно разочаровывают в плане способностей к диагностике.
Я в своей частной практике обеспечиваю безопасность клиентов и эффективность своей работы тем, что беспокоящие меня случаи веду вместе с подругой - психиатром. Ну и супервизор у меня тоже психиатр по базовой профессии.
Опять таки, может быть, ты знаешь какой-нибудь еще путь самообразования и накопления практики, который мне в голову не приходит - подскажи, тогда.
radix50
Jun. 17th, 2012 12:31 am (UTC)
все правильно написано только где мы столько хороших спецов найдем, причем это во всех областях, ну нет их просто физически НЕТУ
grig
Jun. 17th, 2012 06:23 am (UTC)
Не так все печально. Хорошие специалисты есть и их не так уж мало. Недостаточно - тут я согласен, но они есть. По крайней мере я уверен за Москву, Питер, Псков и Иркутск. Со специалистами из этих городов я общаюсь.
grig
Jun. 17th, 2012 06:32 am (UTC)
Всегда удивляюсь вашей способности очень четко и коротко формулировать идеи.
Очень важное сообщение. Профессиональное и в поддержку профессионалов.

Спасибо.
asya_matroskina
Jun. 18th, 2012 09:33 am (UTC)
Спасибо! Всё именно так у нас, к сожалению.
У меня есть личные "тараканы", которых не мешало бы вывести. Но найти настоящего специалиста безумно сложно, а платить очень немалые деньги за работу вхолостую как-то не хочется... Так что волей-неволей научилась с тараканами сосуществовать, а куда деваться.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono