?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В детстве я читала сборник произведений Власа Дорошевича, ныне мало кому известного русского писателя и театрала, в частности, создавшего совершенно потрясающую галерею портретов провинциальных и столичных актеров и бытописаний театральной жизни. Среди прочего, Дорошевич переводил индийские притчи. Среди них была одна, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Она была о том, что самым страшным человеческим грехом индусы почитают неблагодарность.

Я об этом много думала потом, пытаясь понять, отчего же такой мелкий, на мой тогдашний взгляд, недостаток, мудрые индусы возвели в ранг самого страшного проклятья человечества. Поняла - потом, когда выросла.

Так я о чем. Психологи очень любят расуждать на тему обиды. Обида - переживание, выполняющее массу функций. В частности, обида - способ не заканичвать отношения. Пока я на тебя в обиде, у нас есть отношения, нам есть, с чем "разбираться". Обратите внимание - именно "обиженный" чвсто берет на себя инициативу в контакте, гонется за обидчиком три дня и три ночи , чтобы сказать ему, как тот ему безразличен (с).

Сегодня я в очередной раз лицом к лицу столкнулась с другим феноменом. Обида - один из самых универсальных способов избавить себя от необходимости испытывать чувство благодарности. Часто оно переживается как обуза, дискомфорт, "обязанность" - кто-то сделал для меня нечто хорошее, просто так, и теперь я должен быть благодарным. Тяжелое, неприятное чувство. Как избавиться от этого? Элементарно - обидеться. "Разглядеть", наконец, что за человек перед вами. Желательно делать это в тот период, когда сделанные другим инвестиции уже освоены и вернуть их нельзя - чего зря добру пропадать. Получается как раз то, что, согласно известной поговорке, никак не может получаться - и рыбку съесть, и ... в поезд сесть.

Аналитики в этом месте говорят об уязвленном неободимостью испытывать благодарность (которая может переживаться как форма контроля или превосходства) нарциссическом Я и о цикле идеализации и обесценивании - цикле, без которого не обходятся, к слову, почти никакие терапевтические отношения.

Те, кто поступает так, вовсе не обязательно дурные или непорядочные люди. Просто это люди, которых не научили быть благодарными. Так бывает. Как учиться? Очень просто. Благодарить. Говорить спасибо. И каждый раз, когда Вам кажется, что человек, чьим трудом, помощью, поддержкой или гостеприимством вы воспользовались, оказался "не таким", начать с выражения ему признательности за то, что он для вас сделал. Вслух и адресно. Прежде, чем высказывать претензии (а их тоже можно высказывать). Может статься, что после этого обижаться резко перехочется.

А что делать тем, кто оказался с другой стороны? Тем, чьими ресурсами воспользовались, а вместо благодарности "обиделись и ушли, хлопнув дверью"? Ничего нового. Отпускать. Раз у вас взяли нечто, значит, вы способны дать нечто весьма ценное. И это само по себе чего-то стоит.
promo svetlyachok april 26, 09:32 6
Buy for 500 tokens
Внимание! Продолжается набор в группу «Осознанное питание» в Центре IntueaT. Успейте записаться на этот курс! Вы научитесь: • есть медленно, не отвлекаться на телевизор, книгу, интернет; • использовать все 5 чувств, чтобы обогатить свой пищевой опыт; • насыщаться меньшим количеством еды…

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
nasse
Oct. 11th, 2012 11:36 am (UTC)
Думаю, в противостоянии "благодарность-обида" есть еще один тонкий момент.
"Я все для тебя сделал" подразумевает "ты теперь тоже должен сделать для меня всё"
Требование быть благодарным, бытующее в культуре, включает отказ от собственных ценностей и целей в пользу ценностей и целей того, кому следует быть благодарным.
От этого, разумеется, хочется защищаться.
Для того, чтобы быть благодарным, но не каторжным, нужен хороший критерий "этой благодарности достаточно".
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 11:38 am (UTC)
есть и обратное, это правда.

вопрос в ожиданиях - сколько благодарности я оидаю получить?
а критерии, мне кажется, прописаны в культуре, только у нас за последние пару столетий сильно размылись всеми этими №"из спасиба шубу не сошьешь" и "конфеты и цветы не пью".
(no subject) - nasse - Oct. 11th, 2012 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - nasse - Oct. 11th, 2012 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:50 am (UTC) - Expand
olga_mukhortova
Oct. 11th, 2012 11:40 am (UTC)
спасибо, большущее, именно сегодня очень в тему
ana_teresa
Oct. 11th, 2012 11:42 am (UTC)
Cпасибо.
Интересно действительно.

И, да, вот как раз и думала сейчас о том, что если можешь что-то дать. Или просто даже значим для кого-то. Это определенно поднять самооценку прежде всего.

Вообще порочная какая-то связка - ждать благодарности. Мне кажется, она именно в отношении с совсем близкими всплывает чаще. Когда люди уверены, что им обязательно должны, если они сами что-то делают. Когда им самим для другого ради своего комфорта делать - кажется странным. Когда непонятно, что если человек, что рядом с тобой, счастлив. То это уже больше любых "спасибо" формальных.
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 11:45 am (UTC)
"ждать благодарности" - другая ловушка, это правда.

я сейчас думаю о том, как многих детей тренировали в детстве говорить "спасибо". спасибо - не испытывая благодарности. я думаю, это имеет отношение к появляющему впоследствие сопротивлению ее выражать.
(no subject) - ana_teresa - Oct. 11th, 2012 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - ana_teresa - Oct. 11th, 2012 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - ana_teresa - Oct. 11th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - nasse - Oct. 11th, 2012 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nasse - Oct. 11th, 2012 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - adesigna - Oct. 11th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scary_window - Oct. 11th, 2012 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Oct. 12th, 2012 09:28 am (UTC) - Expand
kolyuchka53
Oct. 11th, 2012 11:49 am (UTC)
"Раз у вас взяли нечто, значит, вы способны дать нечто весьма ценное." -
Подписываюсь.
Давно не обижаюсь на "неблагодарность": если я делала что-то, значит мне было нужно это что-то делать и удовольствие я уже получила в процессе. Благодарность - очень приятный бонус, но только бонус. Если есть - замечательно, если нет - не страшно.

Власа Дорошевича знаю и с удовольствием перечитываю отдельные вещи. А уж его "Русский язык" и "Совесть" - просто злободневны, несмотря на...
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 11:51 am (UTC)
я очень редко встречаю людей, которые читали Дорошевича и знают его имя, а сама зачитывалась когда-то. Матерый человечище.
(no subject) - kolyuchka53 - Oct. 11th, 2012 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - adesigna - Oct. 11th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
:) - kolyuchka53 - Oct. 11th, 2012 01:18 pm (UTC) - Expand
Re: :) - adesigna - Oct. 11th, 2012 01:33 pm (UTC) - Expand
Re: :) - adesigna - Oct. 11th, 2012 02:52 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kolyuchka53 - Oct. 11th, 2012 04:01 pm (UTC) - Expand
Re: :) - adesigna - Oct. 11th, 2012 04:07 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kolyuchka53 - Oct. 11th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
Re: :) - adesigna - Oct. 11th, 2012 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kolyuchka53 - Oct. 11th, 2012 01:21 pm (UTC) - Expand
scary_window
Oct. 11th, 2012 11:51 am (UTC)
а еще бывает очень сложно понять, что ты не обязан быть хорошим и полезным, чтобы тебя любили, не обижали и на тебя не обиделись. Путешествие вокруг плизерства.
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 11:52 am (UTC)
все мы родом оттуда.

особенно люди определнного возраста, когда бытовало мнение, что ребенок должен быть "удобным".
(no subject) - scary_window - Oct. 11th, 2012 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - scary_window - Oct. 11th, 2012 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scary_window - Oct. 11th, 2012 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Oct. 11th, 2012 04:27 pm (UTC) - Expand
ole_nenok
Oct. 11th, 2012 11:54 am (UTC)
наверное, в душе я индус - уже давно считаю, что самое главное в жизни - это уметь испытывать благодарность. спасибо, что Вы тоже так думаете.
adesigna
Oct. 11th, 2012 12:04 pm (UTC)
А если обида - это сигнал прекращать отношения? Обидеться и не общаться. Но и не объясниться. Не сказать - ты, с моей т.з., свинья и я на тебя обижаюсь. Это что?
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 12:06 pm (UTC)
на самом деле, это тоже коммуникация, и ничто иное. это сообщение. оно моет означать желание обиженного, чтобы обидчик взял на себя инициативу, покаялся принародно и т.л. а может, у высокочувствительных людей, означать реакцию организма "больно - замри". вплоть до того, что есть люди, которые, чувствуя себя задетыми, неспособным общаться с другими какое-то время.

т.е. может быть и форма шантажа - будешь так себя вести, я тебя брошу. а бывает и совершенно натуральная реакция.

Edited at 2012-10-11 12:07 pm (UTC)
(no subject) - adesigna - Oct. 11th, 2012 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - adesigna - Oct. 11th, 2012 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
svetlaniche79
Oct. 11th, 2012 12:07 pm (UTC)
Не заню ,не помню откуда, но есть и такой взгляд - дающий благодарит тоже, за то что берут. потому что он дал, потому что захотел и берущий удовлетворил это его желание. т.е. оба и берущий и дающий благодарны друг другу.
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 12:08 pm (UTC)
да, очень гармонично.
milanam
Oct. 11th, 2012 12:10 pm (UTC)
Как вовремя Ваш пост подоспел ))
У меня как раз ситуация с помощью и обидой. Только обиделась в итоге я, помогала тоже я ))
Помогла приятельнице с ребенком - мне было совсем не трудно, тем более наши девочки закадычные подружки, но время все-таки тратила. Она говорила спасибо.... а в какой-то момент запретила своему ребенку общаться с моим... Очень вовремя, надо сказать - начался учебный год - гулять с ее дочкой не надо, водить в летний лагерь тоже. И тут вдруг моя дочка стала неподходящей компанией... Я своего ребенка не переоцениваю - она любит быть лидером и где-то не совсем правильно ведет себя с детьми, но если не давать ей общаться - она не научится. Да и не вдруг это началось, до этого пару ет мою знакомую такая ситуация устраивала....
Ну я, конечно, обиделась... Первый момент - ребенка жалко, она искренне не понимает почему девочка предлагает ей общаться только в шеоле, пока мам не видит...
второй момент - обидно именно в плане неблагодарности...

Сейчас уже обида прошла, дети общаются, хоть и не так как раньше, немного совсем на площадке после школы. Мы со знакомой здороваемся, и не больше...
Мне, конечно, было бы проще совсем не видеться с этой мамочкой... Но это невозможно - круг общения один - дни рождения детей, взрослые встречи.. Многие знакомые даже не понимают, что мы с ней больше не общаемся...
Вроде и отпустила, но видимо не до конца пока что...
snezh_inka
Oct. 11th, 2012 12:13 pm (UTC)
Огромное искреннее спасибо! Как раз последние дни раскручивала для себя эту тему, и Вы так точно все обозначили! Спасибо!
olga_doroff
Oct. 11th, 2012 12:28 pm (UTC)
Спасибо большое за эту запись! С Вашего позволения, возьму часть в свой жжурнал. Одному из моих близких будет очень важно это прочитать.
yury_zuev
Oct. 11th, 2012 12:39 pm (UTC)
Вообще, взаимоотношения психологии и этики - они очень сложные. У меня (любителя в психологии, не профессионала) складывается впечатление, что четкого и удовлетворительного решения всех этих вопросов нет.
svetlyachok
Oct. 11th, 2012 04:42 pm (UTC)
я не знаю, что конкретно вы имеете в виду, но отношения терапевта и клиента прописаны очень четко, и это дает много безопасности, хотя поначалу у некоторых может вызвать фрустрацию.

куда сложнее в интернете. многие терапевты решают не открывать свою анонимность, их практически нет в сети, многие - просто создают определенный имидж для привлечения клиентов. если занимать позицию "открытого забрала", то это имеет огромное преимущество - можно делиться знаниями, помочь многим, кто не может прямо сейчас попасть на прием, и не может попасть к специалисту сопоставимого уровня, но это имеет и ряд колоссальных недостатков. об этом в интернете и блогосфере много написано, есть даже своего рода определение - "тыжпсихолог". личность терапевта нивелируется полностью, создается фантазмный образ, который нагружается массой собственных проекций, выплывающих наружу в виде установок "любимому" психологу о том, что ему должно и не должно делать, думать, чувствовать. разумеется, психолог обычно отказывается следовать этим ожиданиям. и тут наступает та самая обида и разочарование. очень узнаваемо и типично.
(no subject) - yury_zuev - Oct. 11th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlyachok - Oct. 11th, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yury_zuev - Oct. 12th, 2012 08:30 pm (UTC) - Expand
pani_z
Oct. 11th, 2012 12:48 pm (UTC)
Только вчера наткнулась на Ваш блог, читала весь вечер!
спасибо Вам огромное! сегодня пост в ТЕМУ! я вместо того, чтоб сказать человеку спасибо за все, что человек для меня сделал, взяла и обиделась. А сейчас прочла и... спасибо ему за все, что он для меня сделал!
ranven
Oct. 11th, 2012 12:54 pm (UTC)
Согласна.
Помимо этого еще и с агрессивностью борюсь пожеланиями счастья и улыбкой, когда мне хамят где-нибудь в транспорте или в магазинах.
ruth_j
Oct. 11th, 2012 01:04 pm (UTC)
Спасибо за пост. Очень верно Вы описали.
Про обиды, как способ состоять в отношениях я сама недавно думала. Когда любовью не получается, а человек тебе не безразличен- ничего другого не остается.


Edited at 2012-10-11 01:04 pm (UTC)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 90 comments — Leave a comment )

Profile

Portrait
svetlyachok
Боадицея

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono